БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ:
Россия
(ежедневно с 9.00 до 20.00):
8 (804) 333-68-85
Москва и область
(ежедневно с 9.00 до 23.00):
+7 (499) 404-31-73
Санкт-Петербург и область
(ежедневно с 9.00 до 21.00):
+7 (812) 409-46-88
ПРИЕМ ОНЛАЙН-ЗАЯВОК: КРУГЛОСУТОЧНО
задать вопрос юристу
Бесплатная консультация юриста по телефону: Москва и обл. +7 (499) 404-31-73 СПб и обл. +7 (812) 409-46-88
Звонок по всей России бесплатный 8 (804) 333-68-85

Куда и как можно пожаловаться на коллекторов

Существует множество способов влияния на долговое агентство: претензия коллекторам; жалоба на их действия в контролирующие инстанции; судебный иск.

Можно взять готовый образец любого из этих обращений и сделать на его основе нечто подобное. Но фрагментарный подход дает скудный результат. Чтобы эффективно противостоять беззаконию, нужна продуманная стратегия.

Порядок действий (от общего к частному):

  • получить необходимый минимум знаний о природе работы с проблемной задолженностью;
  • решить, куда целесообразно обращаться;
  • адаптировать чужой образец или самостоятельно подготовить грамотные жалобы, отображающие специфику ситуации.
Долг

Коллекторы и закон

Стоит знать, что коллекторская деятельность отсутствует в ОКВЭД (классификатор сфер хозяйствования). Законодательство не содержит понятие долгового агентства и образец его устава, а профессиональные стяжатели не входят в число финансовых учреждений и не вправе получать сведения из бюро кредитных историй согласно ФЗ от 30.12.04 №218.

Таким образом:

  • о властных полномочиях коллекторов по типу судебных приставов-исполнителей речь идти не может;
  • перечень их прав законодательно не установлен;
  • на их деятельность распространяются ограничения, предусмотренные ФЗ «О защите потребителей» от 07.02.92 №2300.

Коллекторы сотрудничают с банками по одной из двух схем:

  • скупают долги в порядке гл.24 ГК: происходит переуступка, право требования денег от клиента переходит от банка и коллектору (цессия);
  • заключают с финансовыми учреждениями агентские договора на основании гл.24 ГК и за определенный процент содействуют взысканию долга.

Обращение должника к администрации коллектора

Долговые конторы платят зарплату сотрудникам от выработка. Отсюда и усердие коллекторов. Юридическое лицо находится в сложной ситуации. Оно безусловно заинтересовано в результативной деятельности, а также пытается избежать штрафов Роспотребнадзора и компенсаций имущественного и морального вреда по гражданским искам.

Стратегия должника в том, чтобы убедить коллекторское агентство в убыточности его действий. Нужно дать понять, что применение методов незаконного давления не способствует выплате задолженности, а вследствие обращения в контролирующие инстанции приведет к убыткам в виде штрафов и компенсаций вреда.

Образец жалобы на коллектора его работодателю должен содержать:

  • название организации;
  • ФИО, адрес, данные заявителя, куда можно отослать ответ;
  • реквизиты кредитного договора с финансовым учреждением;
  • ФИО и должность коллектора, которым недоволен жалобщик;
  • краткое и последовательное изложение истории общения с коллектором с указанием ключевых дат (звонков, встреч, появлений в офисе, попыток войти в дом);
  • мотивы незаконности действий коллектора;
  • указание на сущность прав и свобод должника, которые были нарушены непрофессиональным поведением коллектора;
  • ссылки на нормативные акты, положения которых нарушил стяжатель;
  • требования, например: немедленно прекратить беззаконие; заменить сотрудника, закрепленного за клиентом; привлечь его к дисциплинарной ответственности; проинформировать заявителя о принятых мерах;
  • выражение намерений жаловаться в контролирующие инстанции в случае игнорирования требований.

Обращение третьего лица в администрацию коллектора

Когда должник скрывается, коллекторы терроризируют его близких. В их число часто попадают:

  • родители и супруг (в том числе бывший);
  • человек, ФИО и телефон которого указывался получателем потребительского кредита в качестве контактного лица.

Если эти люди не поручались за должника, нет никаких правовых оснований адресовать им имущественные требования. Однако на попавший в базу телефон регулярно производятся звонки с предложениями:

  • сообщить местонахождении должника;
  • побудить его к выплате кредитов;
  • покрыть часть долга (в противном случае обещают описать и изъять имущество с целью продажи).
Образец обращения в общем соответствует вышеприведенному. Необходимо акцентировать внимание адресата на том, что:

  • правоотношений между заявителем и банком не существует;
  • личные и деловые связи с должником разорваны, о его местонахождении жалобщику ничего не известно.

По ситуации можно приложить копии:

  • свидетельства о расторжении супружества;
  • справки ЖЭКа о том, что должник не обитает по ПМЖ заявителя;
  • свидетельства о праве собственности на жилье, из которого очевидно отсутствие имущественных прав должника.

Обращение в Ростпотребнадзор

Коллекторы

Ключевой инстанцией, куда следует жаловаться на коллекторское агентство, является Ростпотребнадзор. Орган защиты потребителей занял радикальную позицию. С ее содержанием можно ознакомиться в письмах от 23.08.11 №01/10790-1-32 и от 23.07.12 №01/8179-12-32;

Суть такова:

  • в отношениях кредитования коллекторское агентство не должно заменять финансовое учреждение в качестве нового кредитора по ст.384 ГК;
  • личность кредитора (банка) принципиально значима для должника, поэтому цессия может выполняться только при его участии;
  • при уступке стяжателю права требования, финансовое учреждение нарушает банковскую тайну сведений о долге клиента и его денежных операциях, гарантированную ст.26 ФЗ №395 от 02.12.90;
  • ФИО, ПМЖ, номер телефона являются охраняемыми персональными данными в понимании ФЗ №152 от 27.07.06 и не могут передаваться коллектору.

В Ростпотребнадзор можно пожаловаться буквально на все действия стяжателя: контролирующий орган не приемлет самой возможности участия коллектора в правоотношениях банка и должника. При обращении в Ростпотребнадзор с жалобой на коллекторское агентство можно:

  • не ссылаться на законодательство, достаточно изложить обстоятельства;
  • использовать обычный образец заявления для деловой переписки;
  • просить о подаче Ростпотребнадзором иска в своих интересах к ответчику – коллекторской конторе (такая практика распространена).

Другие органы для подачи жалоб

Когда основное заявление в Ростпотребнадзор оформлено, стоит задуматься о том, куда еще можно обратиться.

Угрозы и преследование коллекторов могут быть квалифицированны как административные правонарушения или преступления. По этим фактам целесообразно писать в милицию. Следует приложить все усилия к формированию доказательной базы, например, записать телефонные угрозы на диктофон. Образец обращения не принципиален: достаточно указать стандартные реквизиты. Не нужно пытаться подвести действия обидчика под конкретную статью КоАП или УК РФ: в условиях отсутствия специальных знаний и опыта, подобные выводы изначально ошибочны.

Прокуратура занимает ту же позицию относительно коллекторов, что и Ростпотребнадзор. Но акценты при рассмотрении дел несколько смещены: прокуратура ориентированна на информационные права граждан, защиту банковской тайны и персональных данных. В целом при написании жалобы можно использовать тот же образец, что и в Ростпотребнадзор.

В России Центробанк является органом контроля банковской системы. Это инстанция, куда можно обжаловать незаконные действия банка по уступке долга коллектору.


Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Вам также будет интересно

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий