БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ:
Россия
(ежедневно с 9.00 до 20.00):
8 (800) 333-45-16 доб. 187
Москва и область
(ежедневно с 9.00 до 23.00):
+7 (499) 703-39-24
Санкт-Петербург и область
(ежедневно с 9.00 до 21.00):
+7 (812) 336-42-28
ПРИЕМ ОНЛАЙН-ЗАЯВОК: КРУГЛОСУТОЧНО
задать вопрос юристу
Бесплатная консультация юриста по телефону: Москва и обл. +7 (499) 703-39-24 СПб и обл. +7 (812) 336-42-28
Регионы РФ 8 (800) 333-45-16 доб. 187

Перспективы досудебного урегулирования спора в гражданском и арбитражном процессе

Досудебным урегулированием называют возможность граждан защитить права, взыскать расходы, ущерб до подачи иска. Это компромисс между сторонами конфликта. Досудебная договоренность предусматривает значительную экономию времени и средств и возможность решения спора без особых моральных усилий. С июня 2017 года в ГПК и АПК РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок некоторых споров. Соглашение или претензия составляются соответственно с установленными законодательством РФ нормами.

Досудебное урегулирование спора

Понятие досудебного решения

Начало судебного слушания в арбитражном или гражданском производстве означает, что претензионный способ был соблюден. Для составления документа можно использовать готовый образец. При получении документа ответчик должен поставить свою подпись. Если требования выставляются организации, бумагу подписывает один из работников. Ответчик вправе отказать в возврате денежных средств или проигнорировать период представления ответа.

Кроме претензионного порядка урегулирования спора, АПК и ГПК РФ предполагает возможность составления досудебного договора. Мировое соглашение составляется при юристах и предполагает обязательность его соблюдения. Для составления можно посмотреть готовый образец. При отказе в возврате средств по подписанному документу предусмотрен исковой вариант решения проблемы.

Предварительное соглашение о возврате денежных средств описано нормами ГПК (ст.135, ч.1) и АПК (ст.148, ч.1) РФ. Эти нормативные акты гласят о необходимости установления договоренности до обращения к судье. Если требование не соблюдено, исковое заявление не будет принято к рассмотрению.

Соглашение между участниками возникшего конфликта в арбитражном или гражданском процессе имеет следующие преимущества:

  • урегулирование спора производится по ускоренной процедуре;
  • возврат денежных средств происходит по установленному сторонами распорядку;
  • соглашение позволяет сохранить положительное отношение друг к другу;
  • претензионный способ урегулирования экономит затраты на судебное разбирательство.

Порядок досудебного урегулирования предусмотрен иными кодексами РФ (Семейный, Налоговый и другие).

Определение необходимости составления соглашения

Первая задача в процессе разбора спора — определить необходимость составления соглашения или претензии. Если возникают сомнения в обязательности процессуальных действий, необходимо проконсультироваться у юристов на сайте. Они подскажут порядок действия и предоставят необходимый образец, помогут составить соглашение о возврате затраченных денежных средств или требования для взыскания убытков.

Истец обязан изучить виды претензий и определиться с выбором необходимого варианта. При ознакомлении с кодексом следует обратить внимание на важность досудебного урегулирования.

Семейный Кодекс выставил требование о решении спора до назначения судопроизводства для определения размера и режима выплат алиментов, внесения изменений в действующий брачный договор, для раздела имущества при расторжении брачного союза. Гражданский Кодекс РФ требует производить попытки изменить или расторгнуть составленное ранее соглашение до подачи искового заявления. Претензионный порядок предусмотрен в спорах, касающихся аренды, перевозок, страхования автосредства.

Если вариант урегулирования спора до суда предусмотрен договором, требование необходимо соблюсти. Правила отправки бумаги должны быть обозначены в документе. Образец предварительного договора можно посмотреть у юриста или через интернет. Нарушение условий ранее составленного соглашения чревато взысканием и является поводом для подачи иска.

Правила обращения с требованиями

При урегулировании конфликта в досудебной процедуре следует произвести следующие действия:

  • проанализировать ситуацию по имеющимся документам;
  • оценить доказательства;
  • определить возможность получения дополнительных доказательств;
  • просмотреть законодательные нормы;
  • выяснить возможность и вероятный исход досудебного разрешения конфликта;
  • составить претензию или соглашение, применив похожий образец.
Претензию о возмещении средств составляют в двойном экземпляре. Одни вариант передается адресату, другой нужно оставить у себя. Если документ направлен организации, лицо, получившее его, проставляет дату и расшифрованную подпись с указанием должности.

Получатель составляет ответ на претензию взыскателя. Гражданским законодательством предусмотрен 10-дневный срок для реагирования. В спорах, подпадающих под действие АПК РФ, документ рассматривается адресатом на протяжении 30 дней (ФЗ № 47). Отсутствие действий со стороны получателя на протяжении этого периода предполагает разбирательство в суде. В делах, касающихся нарушения потребительских прав, претензия может быть представлена разным органам (торговой сети, Роспотребнадзору, суду).

Истец обязан представить доказательства о соблюденном досудебном порядке урегулирования ситуации. Он передает бумаги, использовав необходимый образец составления. Количество пакетов документации соответствует числу участников разбирательства. Госпошлину нужно уплатить до подачи иска.

Правильный выход для обеих сторон конфликта — обращение к юристу. Звонок специалисту на сайте сэкономит время и расходы. Юрист в онлайн-режиме за кратчайший срок представит варианты реализации задуманного решения спорного момента, подберет образец претензии или ответа на нее. Квалифицированный эксперт поможет обойти острые углы при общении с оппонентами. Он учтет индивидуальные особенности сложившейся ситуации.

Особенности составления документа

Претензия должна быть составлена в соответствии с общепринятой системой. Образец следует искать в интернете или взять у квалифицированного юриста. Несоблюдение пунктов может стать причиной игнорирования документа. Претензия должна содержать следующие элементы:

  • данные об адресате (ФИО физического лица или название организации, сведения о должностном лице);
  • сведения об отправителе документа (ФИО, контактные данные);
  • дату и место оформления бумаги;
  • название документа;
  • информацию о причинах возникновения конфликта;
  • требование о возврате потраченных средств или о взыскании убытков;
  • необходимую сумму;
  • установленный срок ответа на претензию и возврата средств;
  • тип ответа от адресата претензии;
  • ссылку на законодательные акты (СК, АПК, и другие кодексы РФ);
  • перечень сопроводительной документации;
  • подпись отправителя документа, дату.

Получатель документа может иметь несколько адресов. Организация может находиться по одному адресу, а представитель ее — по другому. Юристы советуют направить требования по всем существующим адресам.

Истец передает претензию лично. Если в приеме документа отказано, нужно отправлять его по почте. Для составления ответа нужно изучить подходящий образец. Он начинается с ФИО ответчика, ФИО (наименования) получателя или его представителя. Получатель претензии может согласиться с претензией в полном объеме или частично. Во втором случае ответчик вправе попросить отсрочку или рассрочку выплаты. Он предлагает процедуру и период оплаты. Если ответчик несогласен, он в ответе прописывает возражение. Ссылка на нормы права РФ (АПК, СК, НК и другие) обязательна. Это позволит отстоять свои права в суде.

Возникающие сложности в разрешении конфликта поможет устранить опытный юрист. Он подскажет, как грамотно составить соглашение, ответить на претензию, определиться с исковым заявлением. На сайте действует онлайн-форма и обратный звонок.


Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Похожие статьи

Поделиться:
Нет комментариев