БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ:
Россия
(ежедневно с 9.00 до 20.00):
8 (800) 333-45-16 доб. 187
Москва и область
(ежедневно с 9.00 до 23.00):
+7 (499) 703-39-24
Санкт-Петербург и область
(ежедневно с 9.00 до 21.00):
+7 (812) 336-42-28
ПРИЕМ ОНЛАЙН-ЗАЯВОК: КРУГЛОСУТОЧНО
задать вопрос юристу
Бесплатная консультация юриста по телефону: Москва и обл. +7 (499) 703-39-24 СПб и обл. +7 (812) 336-42-28
Регионы РФ 8 (800) 333-45-16 доб. 187

Основные положения ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

Судебная власть в Российской Федерации представлена различными судебными органами. Система обладает определенной иерархией, принятой в пунктах Федерального конституционного закона «О судебной системе». Представители этой власти обладают определенными преимуществами и следуют законодательному регламенту. Общая система, в которую входят различные суды, периодически претерпевает преобразования, необходимые для усовершенствования их работы. В 2017 году была произведена очередная реформа. Какими правами располагают органы судебной власти Российской Федерации? В какой иерархии они состоят согласно ФКЗ?

Судебная система

Перечень функций органов судебной власти в РФ

Россияне зачастую путают понятие судебной власти с органами, ее представляющими. Судьи наделены властью при выполнении своей работы. Рассматриваемый закон (п. 1 ст. 1) передает правоприменительные обязанности присяжным и арбитражным заседателям. Правоприменительная деятельность при разных видах судопроизводств возложена на суды субъектов РФ.

Согласно статье 1 (п. 2) ФКЗ, в России нет прямой зависимости этой ветви власти от законодательной и исполнительной. Она самостоятельно действует, учитывая постановления и нормативные акты законодательной системы. Вердикты и приказы судей общеобязательны для подразделений исполнительной ветви.

Представители законодательной, исполнительной, судебной ветвей производят взаимоконтроль, следуют уставам, установленным другими ветвями власти. Органы судебной власти контролируют деятельность исполнительной ветви. Представители трех видов власти самостоятельны.

Суды проверяют правильность соблюдения законодательных норм Российской Федерации нижестоящими органами. Они контролируют применение законодательной базы при вынесении распоряжений и приказов органами исполнительной власти. Суды выполняют следующие обязанности:

  • рассматривают обращения гражданских лиц с жалобами на деятельность представителей региональных властей, должностных лиц и юрлиц при принятии постановлений по административным правонарушениям;
  • проверяют правильность проведения предварительных расследований при уголовных судопроизводствах;
  • рассматривают протесты граждан против неправомерного действия со стороны представителей исполнительной ветви;
  • контролируют выполнение подразделениями исполнительной власти вынесенных постановлений, определений, приговоров;
  • разбирая различные виды производств, проверяют деятельность юридических и должностных лиц, правильность применения ими нормативных актов.
Представителям системы предоставлено право на реализацию функции разъяснения нижестоящим инстанциям законодательной базы Российской Федерации по предмету судопроизводства (ст. 19 п. 4). В статье 3 закона описано единство судебной власти. Оно применяется посредством:

  • исполнения вердиктов во всех федеративных субъектах;
  • закрепления схемы в конституционных нормах Российской Федерации и законе «О судебной системе»;
  • необходимости применения нормативных актов на всей территории страны;
  • нормативного закрепления единства положения состава судей;
  • обязательности бюджетного финансирования всей системы.

Суды субъектов РФ работают соответственно пунктам ФКЗ и других правовых актов Российской Федерации, не выходя за их пределы.

Самостоятельность и независимость судей

Закон Российской Федерации учитывает, когда суды субъектов РФ применяют власть. Они подчиняются исключительно Конституции и закону, который гарантирует независимость им и их составу (1-ФКЗ). Если суд выявит несогласованность вынесенного госорганом решения с пунктами этого закона, законов территориальных субъектов, норм международного права, он примет наиболее действенное в юридическом смысле постановление (ФКЗ ст. 5 п. 3).

Законодательство Российской Федерации запрещает принятие норм, умаляющих или притесняющих право судей самостоятельно принимать решение. Судебный состав нельзя лишить независимости. Если есть данные о нарушении этого принципа в процессе судопроизводства, его участники вправе обжаловать вынесенное решение в вышестоящих инстанциях. Вторжение в процедуру судопроизводства и ограничение самостоятельности судей неправомерно. Представитель этой власти неприкосновенен.

Закон гласит, что граждане, которые будут оказывать давление на представителя судебной власти, совершат вмешательство в судопроизводство, будут нести ответственность. Уголовное наказание предусмотрено для граждан, самовольно присвоивших право вершить правосудие относительно других лиц (ФКЗ ст. 5 п. 5).

Права представителей судебной ветви власти

Законодательные нормы РФ определяют понятие судьи, описывают его полномочия и права. Это профессионал, который должен применять правосудие соответственно с пунктами Конституции и закона. Согласно ФКЗ (ст. 11 п. 2), если судья осуществлял беспрерывную трудовую деятельность на протяжении 10 лет до отставки, он получает статус почетного судьи («О статусе судей» ст. 7).

Судьи вправе рассчитывать на материальное и социальное обеспечение от государства. Статус одинаков для всех представителей, занимающих эту должность в Российской Федерации (ст. 11 ФКЗ). В законе «О судебной системе» обозначены правила вступления в должность, обязанности и сроки службы.

Подбор претендентов на открытые вакансии осуществляется посредством конкурса. Период деятельности ограничивается возрастом. По достижении 70-летнего возраста судья обязан уйти в отставку, если другое положение не предусмотрено нормами законодательства.

Судебный представитель не должен быть переведен в другую инстанцию, на иную вакансию без его согласия. Если судья нарушил кодекс поведения, для оценки его действий призовут квалификационную коллегию. Результатом голосования может стать лишение статуса. Решение разрешено обжаловать путем обращения в Верховный Суд (п. 2 ст. 15).

Организационная структура (схема) судов РФ

Система судов определяется нормами законодательства. Общая схема содержит в себе следующие суды:

  • Верховный;
  • Высший арбитражный;
  • Конституционный.

Нормы Конституции устанавливают порядок работы Верховного и Конституционного судов. Конституционные или уставные органы в российских субъектах входят в структуру Конституционного суда. В подчинении Верховного Суда РФ находятся органы общей юрисдикции:

  • суды округов, автономные, краевые, областные инстанции;
  • судебные органы столицы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
  • ВС республики;
  • военные инстанции.

Отделы, входящие в общую юрисдикцию, разбирают производства, подпадающие под действие Гражданского, Уголовного, Арбитражного кодексов и устава об административных правонарушениях. Низшую инстанцию системы составляют мировые судьи, заведующие участками в районах. Это первая ступень для разбора вышеперечисленных производств с некоторыми ограничениями.

Пределы полномочий устанавливают пункты закона, регламентирующего работу мировых судей. Реформа значительно разгрузила районные инстанции, предоставив право представителям участков выдавать приказы по представленным заявлениям и свидетельствам.

Суд как орган судебной власти обладает независимостью. Он работает соответственно с конституционными нормами и федеральными законами России. Верховный Суд занимается разбирательствами по всем процессуальным кодексам. Это Высший орган ветви. Он выполняет функции апелляции, кассации и надзора постановлений нижестоящих судебных составов. ВС РФ разъясняет нижестоящим инстанциям применение законодательных актов. Его полномочия установлены ФКЗ, описывающим уклад работы Конституционного суда.

Законодательством предусмотрены полномочия, которыми обладают суды субъектов РФ. Они разбирают дела по первому обращению, по апелляционной и кассационной жалобам и в порядке надзора. Районные суды рассматривают производства, инициированные впервые или по апелляционной жалобе. Эти органы являются вышестоящим над мировым судьей, который осуществляет судопроизводство на своём участке.

Военный суд как орган судебной власти находится в расположении военной части или флота. К его судебному составу обращаются как в первую, вторую или надзорную инстанцию. Перечень полномочий этого органа определен законом «О военных судах».
Военный суд

Создание конституционных или уставных представительств в субъектах производится для контроля соответствия нормативных актов госорганов принятому субъектом уставу. Их обязанностью является также трактовка конституционных законов субъекта. Эти инстанции финансируются из бюджетов территорий. Оспаривание их решения в других инстанциях невозможно. Группу арбитражных судов составляют следующие инстанции по убыванию полномочий:

  • Высший арбитражный;
  • инстанции округов Российской Федерации;
  • арбитражные апелляционные;
  • арбитражные субъектов.

Полномочия представителей арбитражной системы распространяются на рассмотрение экономических разбирательств, защиту интересов ИП и организаций. Арбитраж в субъекте действует в первой инстанции и рассматривает экономические споры. Он также разбирает дела, по которым появилась новая информация. Закон «Об арбитражных судах РФ» определяет полномочия, регламент образования и функционирования инстанции (ФКЗ ст. 34–41).

Апелляционный арбитраж уполномочен рассмотреть постановление по заявлению соискателей или заново провести слушание с появившимися фактами. Глава 3.1 закона обозначила правила создания и функционирования инстанции, порядок рассмотрения спора.

Изменения после реформы

Поправки к судебным уставам предназначены для уточнения процессуального регламента, уменьшения загруженности подразделений и иных преимуществ. Реформа 2017 года коснулась некоторых аспектов судопроизводства. С 12 мая 2017 года возможно применять видеоконференцсвязь, установленную в судах общей юрисдикции, в арбитраже (ст. 153, 159 АПК). Эта норма призвана упростить доступ к арбитражным слушаниям и снизить расходы сторон.

Если участник арбитражного судопроизводства по уважительной причине пропускает заседание, он может ходатайствовать о проведении видеоконференцсвязи из суда общей юрисдикции. Эта возможность предоставляется при наличии следующих условий:

  • ходатайства, оформленного по правилам делопроизводства;
  • технических условий в указанной инстанции.

Реформа коснулась правил отвода судей. Арбитражный представитель не может председательствовать на заседании, если он имеет родственные связи с его участниками. Законодательством определен полный список родственников.

29 ноября были утверждены новые правила предоставления документации посредством электронной передачи. На сегодня действуют правила подачи сканированной копии документа. Согласно новому регламенту, участники судопроизводства могут передать электронную версию документа, который должен быть скреплен электронной подписью. Документы можно будет готовить в цветном виде и большего размера (до 30 Мегабайт).


Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Похожие статьи

Поделиться:
Нет комментариев