БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ:
Россия
(ежедневно с 9.00 до 20.00):
8 (800) 333-45-16 доб. 187
Москва и область
(ежедневно с 9.00 до 23.00):
+7 (499) 703-39-24
Санкт-Петербург и область
(ежедневно с 9.00 до 21.00):
+7 (812) 336-42-28
ПРИЕМ ОНЛАЙН-ЗАЯВОК: КРУГЛОСУТОЧНО
задать вопрос юристу
Бесплатная консультация юриста по телефону: Москва и обл. +7 (499) 703-39-24 СПб и обл. +7 (812) 336-42-28
Регионы РФ 8 (800) 333-45-16 доб. 187

Кому и куда пожаловаться на действия судебных приставов?

Обжалование действий судебного пристава исполнителя – важный рычаг воздействия на ход исполнительного производства. Законодатель наделил правом оспаривать законность действий/бездействия и решений сотрудников ФССП широкий круг лиц. Пожаловаться вправе:

  • участники производства: должник и взыскатель;
  • их представители в силу закона или доверенности;
  • третьи лица (родственники должника, если на их имущество было незаконно наложен арест/обращено взыскание).
ФССП

Специфика ФССП

Согласно ФЗ №226 от 19 мая 2014 г. процедура исполнения решения уполномоченного органа должна уложиться в два месяца. Увы, практика далека от теории, и тому есть объяснения:

  • ФССП перегружена;
  • исполнитель не заинтересован в завершении дела;
  • пристав находится меж двух огней – его активные действия встречают сопротивление должника, пассивностью недоволен взыскатель.

ФССП отличает текучесть кадров: в пределах одного исполнительного производства приставы меняются по 2-5 раз. Кроме того, высока нагрузка на сотрудников, имеется масса жалоб и уголовных дел: относительно каждого пристава их обычно сразу несколько.

Куда бы ни вознамерился обращаться недовольный, он должен осознать, что жалоба:

  • это крайняя мера влияния на случай, когда все другие методы были опробованы и не принесли результата;
  • исключит конструктивное сотрудничество с приставом (а может и со всем отделом) в будущем;
  • принципиально не повлияет на положение сотрудника ФССП;
  • целесообразна только при явной незаконности действий пристава: ссылаться на его нерасторопность или финансовую заинтересованность бессмысленно – это субъективно и недоказуемо;
  • не имеет стандартной формы – ее образец не утвержден.

До подачи жалобы

Обжалование

Неопытные участники исполнительного производства в первую очередь думают, куда пожаловаться, и ищут образец заявления с описанием аналогичной ситуации. Это нужно, чтобы знать, как обжаловать действия судебного пристава исполнителя.

Жалоба – это сочетание формы и содержания. Образец поможет только с первым: если документ соответствует формальным требованиям, его примут к рассмотрению. Для позитивного результата роль играет только содержание.

Задаваться вопросом «Куда обратиться?» можно, если сформирована доказательная база. Чтобы добиться в этом успеха, следует активно пользоваться процессуальными правами:

  • знакомиться с материалами и снимать копии (часто сам этот факт вместе с намеком на возможную жалобу вводит дело в нужное русло);
  • участвовать в исполнительных действиях;
  • подавать письменные объяснения (например, взыскателю стоит проинформировать пристава о принадлежащем должнику имуществе и месте его нахождения);
  • обращаться с заявлениями к суду и приставу, например:
  • взыскателю – о наложении ареста на имущество, о запрете выезда за границу;
  • должнику – об отсрочке/рассрочке, приостановлении/прекращении исполнения.
На случай возможного обжалования постановления судебного пристава исполнителя, обращения к ФССП следует документировать:

  • заявления/письменные объяснения отдавать не в руки приставу, а регистрировать через канцелярию (там ставят угловой штамп с датой на копии заявителя);
  • чтобы копии подтверждающих документов (свидетельств, справок) гарантировано попали в материалы дела, передавать их с сопроводительными записками.

Такие действия дадут возможность обосновать фактическую сторону жалобы, куда бы ни обращался недовольный. Отсутствие собственной инициативы пристава вкупе с отказами/нереагированием на уместные предложения будут выглядеть убедительно. А если в обращении доказательно описано сразу несколько нарушений, вероятность удовлетворения жалобы возрастет кратно. Можно будет вести речь об отводе судоисполнителя.

Куда обратиться?

Законодательство предлагает потенциальному жалобщику несколько вариантов на выбор:

  • в порядке подчиненности – вышестоящему сотруднику ФССП (процедура урегулирована главой 18 ФЗ №229);
  • в суд общей юрисдикции либо в арбитражный суд (ст. 441 ГПК и ст.329 АПК).

На запрос «жалоба на судебного пристава» можно найти образец документа одного из вышеуказанных типов. Менее распространены, но не менее эффективны обращения в органы юстиции и в органы прокуратуры.

Куда лучше писать, зависит от обстоятельств. Подача заявления в одну инстанцию не мешает одновременно обратиться в другую. Но рациональнее получить доказательства в юрисдикционном порядке, чтобы позже использовать в суде.

Обжалование в порядке подчиненности

Апелляция

Жалоба подается в пределах 10 суток со дня вынесения постановления, установления факта, совершения действия. Есть лазейки:

  • если человек не присутствовал при совершении действия – 10-дневный срок начинается с момента, когда ему стало известно о действии/акте;
  • бездействие – это продолжающееся явление, поэтому обосновать жалобу можно вплоть до его прекращения.

Куда и кому конкретно адресовать жалобу, нужно определять согласно ст.123 ФЗ №229. Образец в качестве адресата будет указывать начальника территориального органа ФССП. Такой логики тоже можно придерживаться.

Образец жалобы в ФССП не утвержден. Но ФЗ №229 указал, какие сведения должен содержать документ:

  • имя и должность пристава;
  • ФИО и адрес заявителя;
  • описание оспариваемого действия/постановления;
  • основания для обжалования;
  • требования обратившегося.

Обращение рассматривается в срок до 10 дней. Жалоба может быть отклонен либо сочтена обоснованной полностью/частично – тогда оспариваемое решение может быть отменено или изменено, а действие – признано неправомерным. Так будут определены мероприятия для исправления ситуации.

Куда еще обратиться?

Подготовить жалобу в суд лучше доверить юристу. Здесь образец не поможет – нужны глубокие знания не только материального, но и процессуального права. Жалоба рассматривается судом в отдельном заседании с уведомлением сторон. Пошлина не взимается.

Если начальник отделения ФССП заодно с нарушителем, в юрисдикционном порядке лучше обратиться в юстицию. ФССП, равно как и нотариат, адвокатура, ЗАГСы подконтрольна Минюсту. И это не формальность: речь идет о методическом руководстве, оценке правильности реализации исполнительных действий. Образец такого обращения найти трудно, при его написании за основу можно взять набор реквизитов, предусмотренных ФЗ №229.

Согласно профильному ФЗ №2202 от 17.01.1992, прокуратура обеспечивает общий надзор за соблюдением законности. В отличие от судьи, которому нужно привести факты и доказательства, прокурору достаточно изложить предположения. Он обязан проверить и подтвердить либо опровергнуть. Образец жалобы искать не стоит – заявление можно составить в произвольной форме.
[tvideo type=»youtube» clip_id=»rcybTjkUM-c»] Случается, что бороться приходиться не с банальной халатностью и безответственностью, а с целенаправленным попранием своих интересов. Причиной может быть прямой подкуп пристава или административное давление. Эффективная техника для такого случая – «информационный удар»:

  • писать сразу во все инстанции: губернатору, Президенту, Минюсту, Уполномоченному по правам человека, отдельным депутатам и партиям;
  • использовать единый образец и менять лишь адресата;
  • стараться заинтересовать СМИ.

Такая стратегия – не порча бумаги с отправкой куда попало. Если речь идет о правоохранительных органах или администрации Президента, ставка сделана на практику отсылки за подведомственностью с одновременной постановкой на контроль. Например, депутаты перед выборами в целях привлечения электората способны на многое.


Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Похожие статьи

Поделиться:
Нет комментариев