БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПО ТЕЛЕФОНАМ:
Россия
(ежедневно с 9.00 до 20.00):
8 (800) 350-83-46
Москва и область
(ежедневно с 9.00 до 23.00):
+7 (499) 938-51-18
Санкт-Петербург и область
(ежедневно с 9.00 до 21.00):
+7 (812) 425-69-08
ПРИЕМ ОНЛАЙН-ЗАЯВОК: КРУГЛОСУТОЧНО
задать вопрос юристу
Бесплатная консультация юриста: Мск +7 (499) 938-51-18, СПб +7 (812) 425-69-08, РФ 8 (800) 350-83-46

Изменения законов о государственной регистрации прав на недвижимое имущество

Каждый российский гражданин осведомлен о регистрации прав на недвижимое имущество, являющейся обязательной процедурой для полноправного распоряжения собственностью. Однако с текущего года (2017) в этой сфере появились существенные изменения. Чтобы с ними познакомиться, необходимо изучить новшества, закрепленные в 218-ФЗ и в 251-ФЗ.
Регистрация недвижимости

Для чего необходима регистрация

Изначально важно разобраться, почему требования регистрировать имущественные права остаются непреложными. Регистрация недвижимости — занесение в надежную базу текущих сведений об имуществе. Стоит заметить, что понятие «собственность» появилось в бытность становления Российской Федерации, поскольку в советскую эпоху недвижимое имущество считалось государственным.

Как только права на владение имуществом были переданы частным лицам и предприятиям разных форм собственности, возникла потребность в законодательном закреплении таких полномочий, так как каждый собственник вправе распоряжаться принадлежащими ему недвижимыми объектами. Необходимо сказать, что право собственности — это и есть основания для хозяйственной и экономической деятельности. А она нуждается в регуляции, и это в том числе побудило к разработке соответствующей законодательной базы.

Вплоть до 2019 года в России действовали законы десятилетней давности: многие положения в них требовали замены. Но в середине 2015 был принят ФЗ № 218 о государственной регистрации недвижимости, который внес существенные коррективы в сферу правоотношений. Однако основной тезис остался неизменным — для купли либо продажи недвижимости, совершения операций с имуществом и сделок с ним по-прежнему нужно пройти регистрацию прав.

У гражданина появляется право считать себя собственником объекта, когда государственный регистратор фиксирует сведения об имуществе. В информационной базе отражают любые операции, отягощения, судебные тяжбы, включая в комплекс регистрационных действий с недвижимостью целый ряд законодательных актов. Причем в 251-ФЗ и в 218-ФЗ указывается, что такие сведения отражаются в ресурсе раз и навсегда, поэтому можно отследить каждый конкретный объект.

Все сведения заносятся в определенную общую базу при регистрации имущества и сделок с ним. До этого года по итогам процедуры выдавался соответствующий документ на гербовой бумаге с необходимыми реквизитами — свидетельство о регистрации права собственности. Однако 251-ФЗ отменил его. Но это не мешает рассчитывать на надежную защиту законных прав и интересов собственников. Поскольку чиновники обязаны не просто проверять документы, как раньше, а запрашивать точные сведения из надежного электронного источника.

Более того, фактически гербовая бумага, на которую так уповали владельцы имущества, все равно была не более чем подтверждением факта, что сведения об объекте, правовых и технических аспектах занесены в соответствующие реестры. Так что документ во всех смыслах давно можно считать атавизмом, к которому население просто привыкло.

В чем суть нововведений

Говоря о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, имеют в виду внесение правовой и технической информации в общероссийскую базу. Однако до корректив этот процесс был сложнее: для него были свойственными путаницы, несоответствия, которые в дальнейшем приводили к ошибкам, поскольку как таковой единой базы не было. Вместо этого существовало два ресурса — ЕГРП или реестр прав, а также ГКН — упрощенно кадастр.

В ЕГРП были собраны все правовые сведения об имуществе. В него входили и бумажные дела, и современные электронные носители. Плюс к этому в ЕГРП переносили данные, которые фиксировали в Росреестре регистраторы. Они вели книги учета о зарегистрированных правах на объект, внося в них все изменения.

В ГКН же входили технические данные недвижимого имущества. Это описание объекта, включая площадь, местоположение. Когда речь шла о здании, подробно описывалась планировка. В случае если собственник делал перепланировку, ему следовало подать документы в компетентные органы, чтобы кадастр внес изменения.

В новой версии Федеральный закон о государственной регистрации недвижимости предполагает создание единой базы. Это намного удобнее и надежнее. Поскольку сведения не потеряются, их невозможно подделать. Ниже риск оплошностей и несовпадений, так как все коррективы вносятся в общий ресурс, а не в две разные базы, между которыми нередко наблюдались значительные отличия. Кроме того, для простых граждан и юрлиц упрощены многие процедуры, включая регистрацию сделок с недвижимостью.

Нововведения важны не только для собственников, которые собираются продать квартиру, передать ее в дар либо по наследству. Намного легче решать имущественные вопросы арендаторам: они могут проверить, за кем именно закреплены права на жилье, нет ли за ним обременений. Это серьезное подспорье и для граждан, которые решили оформить ипотеку, особенно если речь идет об объекте вторичного рынка. Так как реально в сжатые сроки проверить, не арестована ли квартира, нет ли за ней других отягощений. Также данные помогут риелторам, которые оперативно проверят, «чистое» ли жилье в плане обременений.

С чем стало проще

Очень важно, что сроки осуществления некоторых значимых процедур, сопутствующих различным операциям с недвижимостью (квартирами, землей, офисами, другими объектами) согласно новому закону о регистрации недвижимости сократились. Теперь и юрлицам, и гражданам проще получить документы для продажи недвижимости, оформления ипотеки, дарственной, наследства на имущество и сделок с ним. В чем-то облегчили жизнь и федеральным, и муниципальным чиновникам.

Сколько именно времени понадобится на выполнение процедуры, зависит от нескольких нюансов:

  • в каком виде подается заявление;
  • какова специфика сделки;
  • действует ли гражданин через нотариуса или нет.

Однако в целом государственная регистрация прав на недвижимое имущество длится быстрее: от трех до 12 дней.

Чтобы стимулировать россиян к оформлению имущества и сделок с ним через нотариуса, его посредничество сокращает реальные сроки до 3 календарных дней. Можно, конечно, пойти и в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимость, и обойтись без привлечения посредников. В таком случае ответа на заявку придется ждать дольше — максимум до 7 дней.

Как и раньше, обратиться с просьбой о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним можно и через МФЦ (многофункциональный центр госуслуг). Правда, в этом случае заявление будет обрабатываться на 2 дня дольше, поскольку цепочка удлиняется: МФЦ передает пакет документов в регистрационный орган, а потом принимает от него ответ, и на это требуется дополнительное время.

Для местных и федеральных властей упростился контроль неучтенного имущества. Поскольку теперь они не будут отслеживать каждый объект: Росреестр обязан сам информировать о неучтенной недвижимости. Она признается таковой, если сведения о зарегистрированных правах не поступали в течение пяти лет с момента получения кадастрового номера.

Для представителей властей проще стала борьба с самовольно возведенными объектами. Теперь их невозможно зарегистрировать, отталкиваясь только от того утверждения, что они никому не мешают и не способны причинить вреда человеку. Госрегистрация будет осуществляться исключительно на том основании, что изначально были оформлены все разрешающие строительство документы.

Как быстро и грамотно провести оформление

Чтобы в полной мере оценить, насколько упростилась государственная регистрация прав на недвижимое имущество, следует действовать по четкому алгоритму. Очень удобно, что к общегосударственному информационному ресурсу (ЕГРН) можно получить онлайн-доступ.

С 2019 года данные о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в компетенции службы, в простонародье именуемой Росреестром. Соответственно, с любыми вопросами можно обращаться в отделения этой службы на местах. Причем есть вариант принести лично письменное заявление, отправить его почтой (электронной или обычной).

Кроме того, некоторые ситуации благополучно разрешаются при обращении гражданина либо юрлица в представительства Кадастровой палаты. Этот орган готов предоставить отдельные услуги в выездном режиме. К тому же, всегда можно рассчитывать на помощь сотрудников многофункциональных центров. Они также принимают в обработку заявки с тем учетом, что они обрабатываются немного дольше при таком посредничестве.

Если для покупки либо продажи недвижимости, оформления ипотеки или договора аренды нужна выписка о зарегистрированных правах на имущество либо выполнение других операций, не стоит забывать об уплате пошлины. Ее размер существенно отличается и зависит от того, какая именно услуга необходима. Например, за получение сведений из реестра обычным гражданам придется заплатить не менее 300 руб., а предприятиям — от 950 руб.

Намного дороже обходится регистрация прав на недвижимость. Госпошлина взимается в размере 2 тыс. руб. с граждан, а с организаций — 22 тыс. руб. При этом можно подавать заявление, чтобы объект одновременно прошел постановку на кадастровый учет. И за такую услугу не нужно доплачивать, однако сроки оформления тогда незначительно увеличиваются.

Важно знать, что в отдельных случаях в ответ на заявку может прозвучать запрет на совершение регистрационных действий. Как вариант, регистратор имеет право объявить приостановление процедуры. Но для этого у него должны быть веские основания. Их перечень тоже закреплен законодательно.

Какие существуют требования к заявке

Оформление ходатайства
Чтобы предупредить возможные сложности на пути к оформлению квартиры (иного объекта), стоит тщательно изучить требования к ходатайству и другим документам, подаваемым вместе с ним. Например, удобно отсылать бумаги посредством интернета. Тогда электронная документация отправляется в файле конкретного формата (требования к оформлению изложены на сайте ведомства). Плюс к этому необходимо наличие надежной электронной подписи как подтверждение ее легальности.

На бумаге исключены повреждения, зачеркивания, приписки или подчистки. Когда нужно внести исправления, их законность должна подтверждаться визированием компетентного чиновника. Также высок риск, что госрегистрация не пройдет, если документ может иметь двоякое прочтение.

К заявлению в обязательном порядке прилагается квитанция, подтверждающая факт уплаты государственной пошлины. Ее отсутствие — повод отказать гражданину в реализации прав. Но закон допускает, что заявитель не сразу подает свое ходатайство одновременно с квитанцией. Можно донести ее позже: в течение 5 дней.

Очень важно, что в обновленном информационном ресурсе объединены сведения и правового, и технического характера. Поскольку компетентный чиновник, обрабатывая любую заявку, сразу видит любые ограничения. Это позволяет предупредить злоупотребления и мошенничество.

Какие есть плюсы и минусы у нового закона

Хотя современное законодательство было усовершенствовано для того, чтобы регистрация объекта недвижимости протекала быстрее и с гарантией безопасности, это не означает, что механизм работает без сбоев и непредусмотренных эксцессов. Не стоит забывать о том, что возможны несовпадения хотя бы при сведении двух баз в единое целое. А потому при оформлении любой заявки — для продажи недвижимости, других манипуляций с ней, возможны сложности.

Если будет обнаружена техническая ошибка — разница между кадастровыми данными и сведениями из Росреестра, тогда время на оформление сделки затянется. Так как компетентным органам предстоит точно выяснить, где именно была допущена оплошность.

Юристы же не в полной степени довольны тем, как теперь протекает оформление недвижимого имущества. Поскольку изначально была идея прописать законодательно требование, чтобы операции с ним сопровождались нотариально. Однако она не нашла массовой поддержки в обществе. Для простых граждан это влечет дополнительные издержки. Но опытные специалисты из юридической отрасли напоминают, что грамотное сопровождение любых сделок с недвижимостью является дополнительной гарантией их безопасности.

Еще один нюанс, смущающий специалистов правовой отрасли: нотариусы по-прежнему не имеют доступа к общегосударственной базе. Теперь они вправе делать запрос, чтобы им представили информацию по объекту непосредственно из первоисточника. Можно сказать, что при выполнении любых услуг, связанных с недвижимостью, надежность и безопасность возросла.

К минусам новшеств можно отнести высокую стоимость оплаты услуг. Поскольку Росреестр теперь предоставляет очень информативную выписку, то госпошлина существенно возросла. Однако в реальности не всегда нужен документ со столь подробными сведениями.

Текущие нормы законодательства все же более совершенны, ведь для оформления документации на объект недвижимости требуется минимум времени и бумаг. Возросла степень защиты от мошенничества и злоупотреблений: современная информационная база обновляется моментально, поэтому отвечает реальному положению дел.


Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Вам также будет интересно

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.