В 2019 году продолжится дачная амнистия, как оформить дом интересует многих россиян. На более простой вариант приватизации могут претендовать владельцы объектов, которые получили их в собственность до конца 2001 года. При этом с начала года процедура претерпит изменения. Разберемся с особенностями новых правил приватизации дачной собственности и выясним, когда заканчивается этот проект.

Амнистируемая недвижимость
Какие дома попадают под дачную амнистию? Большинство россиян считают, что самостоятельно оформить в собственность дом и земельный надел очень сложно и без помощи юриста тут не обойтись. Однако принятый в 2006 году для стимулирования частного сектора закон № 93 дает возможность приватизировать не только земельный надел, но и сооружения, находящиеся на нем.
Выяснив, как оформить дом по дачной амнистии, каждый владелец участка или находящегося на нем строения приходит к выводу, что сделать это не так уж и хлопотно. Оформить бумаги на недвижимость, минуя бюрократические препоны, вы сможете, если относитесь к одной из нижеперечисленных категорий граждан:
- имеете право на использование территории без определенного окончательного срока;
- пожизненно владеете наделом по праву наследования;
- владеете собственностью, осуществляя работы в сфере огородничества, садоводчества.
Если вы нашли себя в этом перечне, оформление дома по дачной амнистии не составит труда. Вы сможете сделать это бесплатно и быстро. По простой схеме зарегистрировать в собственность возведенные ранее строения можно:
- если они находятся на площади, изначально имеющей целевое назначение для организации собственного подсобного участка;
- если дачный дом стоит на земельной площади, выделенной для работ по организации садового, огородного, дачного хозяйства;
- если помещение предназначено для жизни и стоит на земельном наделе, где будет возводиться жилье;
- если это любые хозблоки и гаражные помещения, строения для отдыха, возведенные на территории с целевым выделением для личного подсобного, строительства и ведения хозяйства.
Сюда же можно отнести и другие объекты, для которых Градостроительный кодекс не заставляет оформлять разрешение для строительства. Критерии таких строений описаны в п. 17 ст. 51 этого нормативного акта. Их высота не должна превышать трех этажей. Здание может использоваться только одной семьей. Если в нем живут лица, не состоящие в родственных отношениях, он не попадает под дачное амнистирование.
Особенно важно заострить внимание, что обязательно должно выполняться главное условие: чтобы зарегистрировать дом по дачной амнистии, его расположение на территории должно отвечать условиям целевого назначения.
Время завершения амнистии объектов
Процедура оформления наделов и построек действует в Российской Федерации с 2006 года. Поскольку многие граждане еще не смогли воспользоваться этой привилегией, возникает вопрос, когда должно закончиться действие закона? Сроки уже дважды продлевались. В настоящее время предполагается, что дачное амнистирование будет заканчиваться в зависимости от вида регистрируемого объекта.
Норма, позволяющая увеличить временной период до февраля 2019 года включительно, была узаконена в первом квартале 2015. Это было связано с тем, что свыше трети участков пока не легализировались. Важная информация для членов дачных, садоводческих, огороднических сообществ: следует учитывать, что с марта 2015 были введены поправки в Земельный кодекс, которые касаются именно вас. По новым нормам при наличии небольшого пакета бумаг вы можете до конца 2020 года оформить земельный надел в собственность совершенно безвозмездно. Особо отметим одну существенную деталь процедуры: момент, когда вы стали членом одного их указанных сообществ, не имеет значения.
Исходя из сказанного, акцентируем внимание на разных действиях и датах:
- 31.12.2020 — дата, когда должна закончиться бесплатная приватизация наделов в СНТ;
- 01.03.2018 — дата, указывающая на окончание срока действия простого порядка на дома, когда не нужно готовить бумаги, разрешающие их запуск в эксплуатацию.
Таким образом, если вы не входите в товарищество или кооператив садоводческой или огороднической направленности, вам следует уладить все вопросы, связанные с приватизацией до марта 2019.
Список нужных бумаг и причины отказа
Остановимся подробно на том, какие действия должны быть произведены для оформления любых объектов, построенных на территории, приватизируемой по упрощенной схеме. Регистрация дома по дачной амнистии потребует подобрать нижеперечисленный комплект бумаг:
- копию своего паспортного документа;
- техпаспорт строения или декларацию об объекте (приготовьте один из имеющихся на руках документов);
- правоустанавливающую бумагу на территорию: о пожизненном владении по праву наследования, акт органа местного самоуправления о выдаче надела, выкопировки, сделанные из похозяйственного журнала;
- кадастровый план территории, паспорта жилища.
Потребуется также оплатить государственный сбор и приложить документальное подтверждение этого факта. Кадастровые документы не понадобится предоставлять, когда:
- у вас зарегистрированный ранее надел;
- дом находится на территории, выделенной с целью садового или дачного хозяйствования (предоставьте бумагу правления товарищества, подтверждающую этот факт);
- вы обратились с заявлением для регистрации строения, не требующего оформления разрешительных бумаг для его возведения. В этом случае необходимо только подтвердить документально, что дом, гараж, амбар или сарай, который вы приватизируете, расположен в пределах границ земельного надела.
Как зарегистрировать строение при наличии перечисленных бумаг? Необходимо заплатить госпошлину, написать заявление, к которому приложить подготовленный комплект документов. Уполномоченные лица (госрегистраторы) проводят проверку указанных данных, приложенных справок в период, не превышающий одного месяца с момента предъявления пакта для рассмотрения. Если претензий к предоставленному комплекту бумаг нет, объект будет зарегистрирован, о чем вы получите соответствующее свидетельство.
Самый распространенный повод для отказа в приватизации дачного дома и внесения его в реестр — несоответствие кадастровых данных о площади территории с указанными в заявлении и в документе о праве собственности данными. В этом случае вам придется провести межевание и определить границы надела.
Сложнее решить проблему отсутствия фактических документов, устанавливающих ваше право на объект. Это довольно часто происходит, учитывая длительный период с момента передачи территории в фактическое владение. Для регистрации дома придется восстанавливать архивные данные. Напишите обращение в местный орган власти, актом которого был выдан надел земли. Если информация сохранилась, вы получите необходимую бумагу.
Декларация на здание
Остановимся детально на вопросе, что представляет собой декларация на дом. Эта бумага составляется при помощи специального бланка. Действуя по упрощенной схеме, этот юридический документ дает возможность приватизировать строение. Он разработан Минэкономразвития в 2009 году, прошел утверждение приказом от 3 марта указанного года № 447 и обязателен для заполнения при регистрации недвижимости по простой схеме. Программа «Дачная амнистия: как оформить дом» требует, чтобы эта бумага была составлена в двух экземплярах. В документе предоставляется такая информация:
- подробный адрес нахождения постройки, название, которое имеет садоводство/товарищество/кооператив;
- указывается вид строения и его предназначение, кадастровый номер;
- строение должно быть описано подробно: год возведения здания, зафиксирована общая площадь, из какого материала выложены стены, количество этажей, в том числе и подземных;
- следует внести данные о наличии водоснабжения, электричества, отопления.
Важно правильно заполнить бланк в части сведений о правообладателе: фамилия, имя отчество, подробные персональные данные, серия и номер паспортного документа, адрес. Если вы одновременно оформляете в собственность несколько объектов, декларация заполняется отдельно для каждого из них: в 2-х экземплярах на дом, в 2-х экземплярах на гараж и т.п. Бланк пишется и подписывается собственноручно заявителем, являющимся собственником описываемого объекта.
Для жилого здания требуется адрес, чтобы вы смогли по нему зарегистрироваться. Это обязательное правило, которое не может быть не выполнено. Идентификация жилых строений находится в компетенции местных органов. Для прохождения этой процедуры следует написать ходатайство и приложить к нему правоустанавливающие бумаги на здание и территорию, где оно расположено. После 30-дневного ожидания вы получите официальный акт о присвоении вашему дому адреса. На здание с определенным адресом придется оформить кадастровый паспорт. Бумагу о приватизации вы сможете получить после госрегистрации прав на жилище, прошедшее процесс идентификации с присвоением нового адреса.
Оформление дачной прописки
Можно ли оформить прописку в дачном домике? Да, зарегистрироваться можно и в здании, выстроенном на дачной или садовой площадке. Для этого дом должен получить статус жилого здания. Изменение статуса возможно по заявлению владельца при соблюдении установленных законом условий. Здание должно отвечать следующим критериям:
- иметь присвоенный кадастровый номер, указывающий его место расположения в границах территории;
- быть годным для жилья;
- обладать фиксированными габаритными размерами.
Насколько дачный домик годен для жилья, уполномочена решить специальная комиссия, созданная органом местной власти. После осмотра объекта и проведения необходимых экспертиз при вынесении постановления она должна руководствоваться определенными критериями.
- Конструкции строения и обустройство помещений не смогут нанести вред здоровью лиц, проживающих в доме или находящихся неподалеку, вне стен здания.
- Существует ли водоснабжение, электричество, канализация или возможность провести эти инженерные конструкции в помещения, в том числе и отопление.
- Наличие или возможность строительства систем бесперебойного водоотведения.
- Дом должен иметь надежный каркас, крепкие стены, перекрытия, обеспечивающие его безопасность для проживающих в нем постоянно людей.
- Здание должно быть непроницаемо для воздействия грунтовых вод, дождей.
- Санитарные службы определяют соответствие предельно допустимым уровням показатели проникновения электромагнитных волн, вибрации, внешних звуковых волн, концентрации в воздухе опасных для человеческого организма и окружающей среды веществ.
Признаки, по которым постройке можно присвоить статус жилого здания, определены правительственным постановлением от 28.01.2006 № 47. Если комиссия сочтет, что постройка имеет физически изношенные или деформированные конструкции, эпидемиологические требования не соответствуют установленным нормам, дачное строение не будет переведено в статус жилого. Такая же участь ожидает постройки, находящиеся в зоне техногенных катастроф.
К ходатайству о смене статуса дачной постройки на жилой дом приготовьте и приложите:
- одну копию паспортного документа;
- подтверждающие право на здание бумаги;
- план здания с подробными техническими характеристиками.
Изучением бумаг госорганы могут заниматься не более 45 дней, отсчитывая дату с момента их входящей регистрации о приеме. После того как будет принято положительное решение, оно оформляется документально, и в трехдневный срок вы получите бумагу на руки. После этого станет возможным оформить прописку.