Вопрос обжалования справки о дорожно-транспортном происшествии часто задают непосредственные участники инцидента. Он также актуален для собственников имущества, поврежденного в ДТП. Адекватность отображения нанесенного ущерба позволяет заявлять обоснованные претензии о его возмещении к виновнику ДТП и его страховщику.
Формально справку обжаловать нельзя: это информационный, а не процессуальный документ, который не содержит волевого решения. Справка о ДТП:
- обобщает сведения, изложенные в других документах;
- удостоверяет причастность заинтересованного лица к инциденту;
- используется при возмещении ущерба для обоснования претензий к страховщику по КАСКО/ОСАГО, а также иска к виновнику инцидента.

При заявлении претензий о компенсации необходимо опираться на справку о ДТП. Стоимость ущерба можно установить при помощи экспертизы. Однако причинно-следственная связь ущерба с действиями виновника подтверждается только документами дела о ДТП.
Когда выдается справка
Осуществляющий производство по делу о ДТП обязан выдать документ, если:
- нет признаков административно или уголовно наказуемых деяний;
- инициировано производство в деле по ст. 12.24 или 12.30 КоАП.
Нормативно урегулированы образец справки (Приказ МВД РФ от 01.04.11 №154) и круг лиц, которые имеют право на ее получение (Административный регламент от 02.03.09 №185).
Если начато административное производство, оформляют:
- протокол осмотра;
- схему ДТП;
- рапорт;
- определение о возбуждении производства и расследовании;
- объяснения свидетелей/участников;
- справку, суммирующую сведения о ДТП и объем нанесенного ущерба.
Если правонарушения не было, сотрудник ГИБДД получает объяснения, составляет схему, рапорт и справку. Копия справки выдается виновнику и другим участникам ДТП, а также собственникам поврежденного имущества.
До подачи жалобы
Заинтересованному лицу нужно добиваться, чтобы материалы ДТП отображали выгодные ему сведения. Виновнику следует позаботиться о фиксировании состояния дорожного покрытия, отсутствия разметки, неисправности светофора. Собственнику поврежденного имущества – о констатации сути и объема повреждений для последующего определения нанесенного ущерба.
Для этого необходимо:
- Составить детальные объяснения.
- Вдумчиво прочесть схему ДТП. При неадекватном отображении обстоятельств потребовать внесения изменений. Если последует отказ, не подписывать схему, поскольку это означает согласие с изложенными сведениями и может усложнить подачу претензии/иска о возмещении ущерба.
- Выявив недостатки справки о ДТП, изложить свои претензии в форме ходатайства. Сотрудник ГИБДД может внести правки в существующий документ или составить новый.
Внесудебное обжалование
Согласно гл.30 КоАП и гл.5 Регламента протокол, схему или справку о ДТП можно обжаловать только вместе с итоговым решением, например – постановлением об админнарушении. П.245 Регламента предлагает на выбор несколько вариантов. Свои претензии можно заявить:
- руководителю подразделения;
- в вышестоящее подразделение;
- в территориальные органы МВД;
- прокурору.
Предполагается возможность заявить жалобу устно на личном приеме или отослать через специальный раздел сайта управления ГИБДД. Но лучше собственноручно сдать его в канцелярию или отправить по почте. Чтобы исключить отказ по причине пропуска срока подачи жалобы, необходимо получить доказательства передачи ее адресату: отметку на своем экземпляре, квитанцию об отправке рекомендованного письма.
Документ нужно составить грамотно. Можно взять за основу образец. При заявлении претензий к работе сотрудников ГИБДД форма не принципиальна. Регламент разрешает оставить жалобу без рассмотрения только в случае, когда не указаны ФИО и адрес заявителя.
Образец жалобы должен содержать:
- название адресата;
- ФИО и должность сотрудника ГИБДД, чьи действия обжалуются;
- ФИО, ПМЖ заявителя;
- суть обжалуемого действия;
- обоснования жалобы;
- суть попранного права;
- подпись и дату.
Образец жалобы может содержать ссылки на нормативные акты, нарушенные сотрудником ГИБДД: претензии к работе правоохранителей нужно мотивировать. Если к жалобе прилагаются документы, лучше составить их опись.
Установлены такие сроки:
- на подачу жалобы – 10 дней со дня получения постановления;
- на рассмотрение – 10 дней с момента получения материалов дела (они требуются для проверки обоснованности претензий жалобщика).
Заявление в суд
Если жалоба по ДТП осталась без рассмотрения или последовал отказ, следует обращаться в суд общей юрисдикции в порядке гл.25 ГПК:
- обязательного досудебного обжалования в спорах о законности решений/действий сотрудника ГИБДД нет;
- решив использовать оба способа обжалования, начать нужно с административного;
- не стоит обращаться в два органа одновременно: каждый из них запросит материалы дела.
Образец заявления в суд нормативно не установлен. В целом оно повторяет внесудебную жалобу. Ст. 255 ГПК обязывает жалобщика указать:
- суть попранных прав либо препятствий, созданных на пути их реализации;
- претензии к должностному лицу относительно возложения на жалобщика излишней обязанности или незаконного привлечения к ответственности.
Примеры обоснований:
- Собственник поврежденного имущества ходатайствовал о внесении в справку о ДТП сведений о сути ущерба. Получил отказ. Это создает ему препятствие для подачи и обоснования иска к виновнику ДТП о компенсации ущерба.
- Виновник ДТП обратился к сотруднику ГИБДД о внесении правок в схему и справку в деле. Считает, что не все описанные технические повреждения вызваны столкновением. Разрешение вопроса важно для установления нанесенного ущерба и определения суммы компенсации.
Образец заявления может содержать требования: признать незаконным решение/действие сотрудника ГИБДД; обязать исправить положение, например – внести изменения в схему и справку ДТП. Требовать компенсации морального ущерба в порядке гл.25 ГПК невозможно. Для этого нужно подать иск.
ГПК установил такие сроки:
- для обращения – 3 месяца со дня нарушения права;
- для рассмотрения дела – 10 дней.
Если автомобилист, который считает, что справка была составлена без учета всех деталей, хочет ее обжаловать, ему следует постараться успеть за 90 дней собрать доказательства и предоставить их вместе со своей жалобой. На рассмотрение же предназначено 10 дней с той целью, чтобы поданная в жалобе доказательная база была проверена.