Жалоба на неправомерные действия должностного лица – это обратная сторона юридических процессов. Граждане Российской Федерации могут вступить в правовой конфликт не только с другими рядовыми гражданами, но и с различными государственными организациями и уполномоченными лицами. И подобные конфликты справедливо считаются более сложными. В этом случае по другую сторону баррикад будут люди, которые хорошо знают законы и административный кодекс, которые привыкли к подобным разбирательствам и имеют некоторый опыт в данной сфере.
Гражданин может столкнуться с неправомерными действиями таких организаций как:
- Органы местного самоуправления;
- Различные общественные союзы;
- Государственные организации и органы;
- Общественные учреждения.

Правовая сторона вопроса
Вы можете потребовать не только обжалования решений отдельных чиновников, но и обжалования действий всего учреждения. История знает множество примеров и образцов незаконных действий как со стороны конкретных должностных лиц, так и всей организации, поэтому нужно досконально знать порядок действий в каждом из этих случаев. Если в нарушение вовлечена вся организация, жалоба начальству не поможет – круговая порука сведет на нет все ваши усилия. В таких случаях понадобится другой порядок действий, включающий обращение в суд.
Для начала нужно разобраться, какие именно действия считаются противоправными. Чтобы добиться обжалования, нарушение должно соответствовать положениям Гражданско-процессуального кодекса и положениям законодательства об обжаловании нарушений в суде. В данном случае это:
- Ущемление прав и интересов человека;
- Помехи в осуществлении человеком его прав и свобод;
- Противозаконное привлечение человека к ответственности;
- Противозаконное наложение каких-либо обязательств на человека.
Куда подавать жалобу?
Итак, куда и в течение какого срока необходимо подавать жалобу, чтобы соблюсти порядок обжалования противоправных решений? В данном случае не существует особенно жестких рамок. Вы вправе обратиться к непосредственному начальству нарушителя, или сразу же подать судебный иск – выбор за вами. Если вы решите сразу обращаться в суд, вы не нарушите порядок действий. Например, в других случаях досудебные разбирательства необходимы, и вам откажут в обжаловании в суде, если вы нарушите регламент.
Если взять конфликт с ЖЭКом как образец, то вы можете пренебречь жалобой в местный исполком, а направиться прямиком в суд. Например, вы хотите получить какую-либо справку или образец документа, но вам отказывают из-за долгов за коммунальные услуги. С точки зрения сотрудников ЖЭКа это кажется вполне справедливым, но на самом деле это абсолютно незаконно, такие действия подлежат обжалованию в суде. Поэтому вам нужно потребовать письменный отказ от сотрудника, и на основе данного документа подать судебный иск.
В некоторых случаях достаточно просто припугнуть нарушителя, напомнив ему о соответствующих положениях законодательства. Обычно после таких угроз сотрудник становится образцом послушания и начинает выполнять свои прямые обязанности. К сожалению, в наши дни только подобные рычаги воздействия могут навести порядок во многих госструктурах.
В какие сроки можно добиться обжалования?
Теперь следует подробнее изучить сроки подачи и сроки рассмотрения жалоб и исков. Порядок обжалования неправомерных действий и бездействия чиновников гласит, что гражданин должен пожаловаться не позднее чем через три месяца после совершения нарушения. Нарушение сроков всегда работает против заявителя, поэтому следует быть пунктуальным и четко следовать порядку действий.
Если вы сначала пожаловались в вышестоящие инстанции, но не получили ответа, вы должны подать заявление в суд в течение месяца. В случае если данные инстанции отказались вам помочь и выслали письменный отказ, актуальны те же сроки – 30 дней с момента получения отказа.
В какие сроки будет рассмотрен судебный иск? Стандартный срок – 10 суток. Как уже упоминалось, просрочка считается серьезным нарушением, как и неявка. Но если вы не смогли появиться по уважительным причинам, суд войдет в ваше положение. Судебное разбирательство – серьезное дело, поэтому желательно получить консультацию от квалифицированного юриста.
Инструкция по составлению жалобы
При составлении жалобы в вышестоящие инстанции следуйте следующему образцу:
- ФИО и известные вам данные об уполномоченном лице-адресате;
- Ваши ФИО, адрес и контактная информация;
- Информативное и краткое описание вашей проблемы;
- Перечень ваших требований;
- Дата и подпись.
Когда подобными вопросами занимаются госструктуры, заявление рассматривают в течение месяца. Если вы не следовали образцу или другим образом нарушили порядок действий, вашу жалобу вернут в течение полутора недель. Если же данная организация вообще не занимается решением данных вопросов, жалобу вернут в течение 5 дней. Если ваши требования не выполнили, или попросту проигнорировали вашу жалобу, следует обращаться в суд. Составляя заявление, следуйте образцу написания судебных исков.
Помните, что анонимные сигналы никто рассматривать не будет. Подавая жалобу, соберите все имеющиеся доказательства и избегайте оскорблений, эмоциональных выражений и т.д. Придерживайтесь официально-делового стиля, соблюдайте сроки, следуйте образцу и нашим инструкциям, и тогда успех вам гарантирован.