Каждый деловой человек, который работает с госзаказом, должен уметь оформлять и подавать жалобы в ФАС. Федеральная Антимонопольная Служба предназначена для сохранения принципов здоровой конкуренции. Это важнейший государственный аппарат, который способен помочь как рядовому гражданину, так и крупной корпорации. История Российской Федерации помнит немало примеров и образцов нарушения правил свободной конкуренции, именно поэтому слаженная работа ФАС имеет огромное значение. И именно поэтому каждый гражданин должен знать, как обратиться за помощью в эту службу.
Существует множество нарушений, которые противоречат антимонопольной политике. Федеральная Антимонопольная Служба должна пресекать такие нарушения как:
- Принудительное навязывание ненужных клиенту услуг;
- Злоупотребление доминирующей позицией;
- Преференции от высокопоставленных должностных лиц относительно подрядчиков;
- Сговор для неправомерного повышения цен;
- Несоблюдение положений о рекламе.
И это далеко не полный перечень.

Интересный факт – в случае с ФАС жалобу можно не только подать, но и отозвать. Отзыв жалобы влечет за собой определенные последствия, поэтому вы должны быть абсолютно уверены в том, что ее необходимо отозвать. Отзыв жалобы – это обратная сторона подачи претензий в ФАС и очень важный момент, который мы подробно рассмотрим несколько позже.
Ознакомьтесь с 94 – ФЗ
Чтобы грамотно составить жалобу, нужен не только стандартный образец, но и наличие определенных правовых знаний. В жалобе вы должны доходчиво объяснить суть проблемы и доказать факт нарушения, а для этого вы должны быть ознакомлены с 8-й главой Федерального закона № 94 под названием «Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов». Когда вы сможете свободно ориентироваться в нужных положениях законодательства, у вас будут все шансы на успех.
Инструкция по подаче жалобы
Итак, как подать жалобу в ФАС? Для новичка отличным подспорьем станут уже готовые образцы заявлений. Подобные образцы всего в один клик можно скачать на нашем ресурсе, но это еще не все – при заполнении бланка понадобится придерживаться определенных правил.
- Писать заявление нужно на фирменном бланке организации. Если оно подается юридическим лицом, его вдобавок понадобится завизировать как исходящий документ. Для отзыва вам не понадобится бланк – отозвать жалобу нужно будет другим способом.
- Определитесь, какие именно действия нарушителя вы хотите обжаловать. Грамотно обоснуйте все свои претензии.
- Заполните все поля бланка, руководствуясь образцом. Схема заполнения выглядит следующим образом:
- ФИО или наименование, контактные данные и адрес лица или организации, на которое/которую вы решили пожаловаться;
- ФИО или наименование, контактные данные и адрес заявителя (то есть ваши данные). Может понадобиться и дополнительная информация, в этом вопросе можете свериться с образцом;
- Указание по размещенному заказу, кроме случаев жалоб на работу оператора ЭЦП, касающихся аккредитации участника помещения заказа на электронной площадке (номер извещения, название заказа и т.д.);
- Указание по обжалуемым действиям лица, совершившего нарушение, основные доводы.
- Бланк нужно подписать и поставить печать (если она есть). К жалобе необходимо приложить полный пакет документов, касающихся дела.
Если вы сообщите недостоверные данные, не будете соблюдать правила оформления документов и не обоснуете свои доводы, вам откажут в рассмотрении. Также вам откажут, если вопрос будет касаться решения суда. Помимо этого есть некоторые правила, кто и при каких обстоятельствах может жаловаться в ФАС:
- Каждый человек может жаловаться на содержание конкурсной документации.
- Только если вы подали заявку, вы можете пожаловаться на нарушения со стороны комиссии или заказчика.
- Только если вы участвуете в тендере, вы можете жаловаться на работу площадки.
Вашу жалобу примут только до того момента, пока не прекратится подача заявок, а пожаловаться на оператора ЭЦП можно только в течение месяца.
Куда именно нужно обращаться?
Обращаться нужно непосредственно в ФАС, как для подачи, так и для отзыва. Связаться со службой можно и через интернет, но жаловаться нужно исключительно «по старинке», подав заявление на бумажном носителе. Отправить заявление можно по почте или по факсу. Желательно отправить заказное письмо – так надежнее. Если вы выбрали этот вариант, отправляйте письмо в Москву, ул. Садовая-Кудринская, 11, Д – 242, ГСП – 5, 123995. Позаботьтесь, чтобы вас уведомили о получении.
Ответят вам по указанному вами адресу почты. Обычно разбирательство идет в течение месяца. Помимо этого, вы можете пожаловаться в территориальный орган ФАС. Связаться с территориальным отделением можно в считанные минуты, а нужный вам адрес находится в свободном доступе на официальном портале службы.
Можно ли отозвать жалобу?
Отозвать жалобу можно только в том случае, если назначенные ФАС меры пресечения еще не вступили в силу. Если вы решились на отзыв, имейте в виду, что аналогичную жалобу по отношению к заявленному вами нарушителю вы уже не сможете подать. Подобная возможность в руках недобросовестных людей превратилась в рычаг давления и метод шантажа, поэтому вам стоит быть осторожным.
Нередко «тендерные рейдеры» необоснованно жалуются в ФАС на невиновных людей, и соглашаются оформить отзыв только при условии вознаграждения. Это обыкновенный шантаж, и реагировать вы должны соответственно – собрать необходимые доказательства и обратиться в соответствующие инстанции.