Действующее законодательство предоставляет всем гражданам гарантию правовой защиты, как в случае возникновения конфликта с другими лицами, так и при обжаловании неправомочных действий органов власти. Для этого истцу понадобится не только тщательно подготовить аргументы для будущих судебных прений, но и составить административное исковое заявление по образцу 2019 года.

Перед подачей иска гражданин обязательно должен попытаться урегулировать возникший конфликт досудебными методами. Даже если устное обращение к чиновникам закончилось безрезультатно — процедура подачи и рассмотрения иска предусматривает обязательную отправку письменного заявления в то государственное учреждение, работой или бездействием которого гражданин не удовлетворен.
Оправлять обращение следует заказным письмом или лично принести его на регистрацию в двух экземплярах. Одна из копий письма с отметкой в виде номера регистрации входящей корреспонденции и подписью принявшего обращение сотрудника будет использована на суде как прилагаемый к иску документ.
Согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», официальный ответ на отправленное письмо истец обязан получить в месячный срок. Копию ответа также следует приложить к иску для подтверждения факта досудебного урегулирования, а также для использования в материалах дела.
Составление иска о признании неправомерными действий органов власти
В отличие от гражданского иска, опыт подачи которого имеется у многих людей, составляя административное исковое заявление об оспаривании решений органов власти, истцу следует руководствоваться положениями не ГПК, а КАС РФ 2019 г., нормы которого требуют соблюдения:
- содержания и оформления текста иска;
- оформления поручительства на представление интересов в суде;
- расчета суммы оплаты госпошлины;
Поскольку в сентябре 2015 года в КАС РФ были внесены некоторые изменения, при составлении и подаче административного иска, заявителю, даже при наличии опыта оформления подобных документов, понадобится проверить соответствие его документа новым правилам оформления образца 2019 года.
Исходя из положений ст.125 КАС РФ, иск подаётся в печатной форме с личной подписью заявителя и датой составления. В самом тексте документа должна быть представлена следующая информация:
- наименование суда, куда подаётся иск;
- Ф.И.О. истца, с адресом его проживания и личными данными;
- наименование административного истца (если иск подаётся от имени организации), с указанием адреса местонахождения и контактного телефона.
- Ф.И.О. полномочного представителя истца, с указанием личных данных и адреса проживания;
- наименование ответчика (для юридических лиц) или Ф.И.О. (для должностных лиц), с указанием должности и адреса месторасположения организации;
- изложение обстоятельств, свидетельствующих о наличии неправомерных действий по отношению к истцу со стороны ответчика;
- сведения о попытке досудебного решения конфликта;
- исковые требования и ходатайства;
- список прилагаемых документов;
- личная подпись, дата.
Поскольку большинство исков в отношении органов власти подаются о признании действий неправомерными, или из-за бездействия, которое привело к нарушению прав истца, перед подачей иска на рассмотрение суда необходимо заранее позаботиться о предоставлении копий документов, подтверждающих нарушение законодательства. Если же истец не может их предоставить из-за отсутствия доступа к документам — в иск следует включить ходатайство об истребовании таких документов в судебном порядке.
Если заявитель настаивает на том, чтобы суд принял меры предварительной защиты по административному иску — это ходатайство также требует включения в текст заявления. Исходя из конкретной ситуации, меры предварительной защиты по административному иску могут включать в себя запрет отчуждения объекта недвижимости, арест имущества, расчетного счета и другие варианты обеспечения.
Как обжаловать бездействие судебного пристава-исполнителя
Положения КАС РФ в редакции 2019 г. предоставляют возможность гражданам и юридическим лицам не только добиться признания работы органов власти неправомерной, но также и обжаловать их бездействие. Как показывает практика, нередко административный иск о признании факта бездействия подаётся с претензией на качество выполнения своей работы судебным приставом-исполнителем.
Поскольку подобные иски в судопроизводстве встречаются, к сожалению, всё чаще, существуют определенные правила, соблюдение которые позволяет истцу добиться признания факта бездействия судебного пристава-исполнителя. Впоследствии удовлетворение этих исковых требований даёт возможность оспорить продажу имущества или ряд других действий.
При составлении своего иска гражданину необходимо детально изложить известную ему информацию, свидетельствующую о бездействии судебного пристава-исполнителя. При этом информация должна быть подкреплена какими-либо доказательствами, которые можно использовать в суде. Это могут быть свидетельские показания, документы, аудио- и видеозаписи или фотографии. Форма изложенных сведений может различаться, главное — чтобы информация о бездействии судебного пристава-исполнителя являлась достоверной и точной.
Чтобы избежать типичных процессуальных ошибок при написании иска, лучше всего использовать образец заявления. С помощью образца можно не только снизить вероятность наличия ошибки в тексте иска, но также и заметно ускорить процесс его составления.
Если действия пристава-исполнителя совершались слишком медленно, что привело к отчуждению имущества ответчика до его ареста или иным негативным для истца последствиям — это также является основанием для признания бездействия в его работе в судебном порядке.
Подача заявления с жалобой на работу пристава-исполнителя может осуществляться как во внесудебном порядке, так и в форме рассмотрения административного иска в суде. Заявление о признании работы судебного пристава-исполнителя неудовлетворительной следует составлять, основываясь на положениях ст.220 КАС РФ в редакции 2019 г.
Срок предоставления такого иска на регистрацию не соответствует обычному сроку исковой давности и ограничен всего десятью днями с того момента, когда истцу стала известна информация о том, что его законные права были нарушены со стороны судебного пристава-исполнителя. Если же необходимый срок был пропущен, но при этом истцом могут быть предоставлены доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин — следует подавать ходатайство о восстановлении срока и подтверждение наличия объективных препятствий.
Как принимается постановление о рассмотрении административного иска
Подача административного искового заявления в оговоренный нормами КАС РФ срок отнюдь не означает, что по отношению к нему судья автоматически выдаст постановление о рассмотрении. Поскольку с 2019 года действуют новые положения КАС РФ — процедура принятия иска к рассмотрению несколько изменилась.
Кроме ограничения представительства в суде (теперь правом представлять интересы истца наделены лишь лица, имеющие высшее юридическое образование), с мая 2019 года в КАС РФ действует положение, обязывающее суды принимать к рассмотрению в качестве доказательств материалы аудио- и видеофиксации. Также с 2019 года введены в силу несколько новых регламентов, касающихся судебных приказов и полномочий мировых судей.
Регистрация административного иска предусматривает его рассмотрение судьёй с последующей выдачей постановления о принятии к судопроизводству или отказе в принятии в срок, не превышающий трёх дней с момента подачи. В случае, если судом выдано постановление о принятии иска к производству — истец и другие участники процесса извещаются об этом не позднее следующего рабочего дня.
Если в административном иске суть требований заявителя сводится к признанию действий органов власти неправомерными, с наложением мер предварительной защиты — судья принимает решение об удовлетворении этого ходатайства параллельно с выдачей определения о принятии иска к производству.
Положения КАС РФ в редакции 2019 года допускает возможность выдачи судебного определения о принятии иска по сложным делам в срок, превышающий 3 дня. Вместе с тем, срок выдачи определения не может при этом превышать 5 дней.
Истец имеет право обжаловать решение судьи о признании действий (бездействия) органов власти или их представителей неправомерными в течение месячного срока.