Существует множество способов влияния на долговое агентство: претензия коллекторам; жалоба на их действия в контролирующие инстанции; судебный иск.
Можно взять готовый образец любого из этих обращений и сделать на его основе нечто подобное. Но фрагментарный подход дает скудный результат. Чтобы эффективно противостоять беззаконию, нужна продуманная стратегия.
Порядок действий (от общего к частному):
- получить необходимый минимум знаний о природе работы с проблемной задолженностью;
- решить, куда целесообразно обращаться;
- адаптировать чужой образец или самостоятельно подготовить грамотные жалобы, отображающие специфику ситуации.

Коллекторы и закон
Стоит знать, что коллекторская деятельность отсутствует в ОКВЭД (классификатор сфер хозяйствования). Законодательство не содержит понятие долгового агентства и образец его устава, а профессиональные стяжатели не входят в число финансовых учреждений и не вправе получать сведения из бюро кредитных историй согласно ФЗ от 30.12.04 №218.
Таким образом:
- о властных полномочиях коллекторов по типу судебных приставов-исполнителей речь идти не может;
- перечень их прав законодательно не установлен;
- на их деятельность распространяются ограничения, предусмотренные ФЗ «О защите потребителей» от 07.02.92 №2300.
Коллекторы сотрудничают с банками по одной из двух схем:
- скупают долги в порядке гл.24 ГК: происходит переуступка, право требования денег от клиента переходит от банка и коллектору (цессия);
- заключают с финансовыми учреждениями агентские договора на основании гл.24 ГК и за определенный процент содействуют взысканию долга.
Обращение должника к администрации коллектора
Долговые конторы платят зарплату сотрудникам от выработка. Отсюда и усердие коллекторов. Юридическое лицо находится в сложной ситуации. Оно безусловно заинтересовано в результативной деятельности, а также пытается избежать штрафов Роспотребнадзора и компенсаций имущественного и морального вреда по гражданским искам.
Стратегия должника в том, чтобы убедить коллекторское агентство в убыточности его действий. Нужно дать понять, что применение методов незаконного давления не способствует выплате задолженности, а вследствие обращения в контролирующие инстанции приведет к убыткам в виде штрафов и компенсаций вреда.
Образец жалобы на коллектора его работодателю должен содержать:
- название организации;
- ФИО, адрес, данные заявителя, куда можно отослать ответ;
- реквизиты кредитного договора с финансовым учреждением;
- ФИО и должность коллектора, которым недоволен жалобщик;
- краткое и последовательное изложение истории общения с коллектором с указанием ключевых дат (звонков, встреч, появлений в офисе, попыток войти в дом);
- мотивы незаконности действий коллектора;
- указание на сущность прав и свобод должника, которые были нарушены непрофессиональным поведением коллектора;
- ссылки на нормативные акты, положения которых нарушил стяжатель;
- требования, например: немедленно прекратить беззаконие; заменить сотрудника, закрепленного за клиентом; привлечь его к дисциплинарной ответственности; проинформировать заявителя о принятых мерах;
- выражение намерений жаловаться в контролирующие инстанции в случае игнорирования требований.
Обращение третьего лица в администрацию коллектора
Когда должник скрывается, коллекторы терроризируют его близких. В их число часто попадают:
- родители и супруг (в том числе бывший);
- человек, ФИО и телефон которого указывался получателем потребительского кредита в качестве контактного лица.
Если эти люди не поручались за должника, нет никаких правовых оснований адресовать им имущественные требования. Однако на попавший в базу телефон регулярно производятся звонки с предложениями:
- сообщить местонахождении должника;
- побудить его к выплате кредитов;
- покрыть часть долга (в противном случае обещают описать и изъять имущество с целью продажи).
Образец обращения в общем соответствует вышеприведенному. Необходимо акцентировать внимание адресата на том, что:
- правоотношений между заявителем и банком не существует;
- личные и деловые связи с должником разорваны, о его местонахождении жалобщику ничего не известно.
По ситуации можно приложить копии:
- свидетельства о расторжении супружества;
- справки ЖЭКа о том, что должник не обитает по ПМЖ заявителя;
- свидетельства о праве собственности на жилье, из которого очевидно отсутствие имущественных прав должника.
Обращение в Ростпотребнадзор
Ключевой инстанцией, куда следует жаловаться на коллекторское агентство, является Ростпотребнадзор. Орган защиты потребителей занял радикальную позицию. С ее содержанием можно ознакомиться в письмах от 23.08.11 №01/10790-1-32 и от 23.07.12 №01/8179-12-32;
Суть такова:
- в отношениях кредитования коллекторское агентство не должно заменять финансовое учреждение в качестве нового кредитора по ст.384 ГК;
- личность кредитора (банка) принципиально значима для должника, поэтому цессия может выполняться только при его участии;
- при уступке стяжателю права требования, финансовое учреждение нарушает банковскую тайну сведений о долге клиента и его денежных операциях, гарантированную ст.26 ФЗ №395 от 02.12.90;
- ФИО, ПМЖ, номер телефона являются охраняемыми персональными данными в понимании ФЗ №152 от 27.07.06 и не могут передаваться коллектору.
В Ростпотребнадзор можно пожаловаться буквально на все действия стяжателя: контролирующий орган не приемлет самой возможности участия коллектора в правоотношениях банка и должника. При обращении в Ростпотребнадзор с жалобой на коллекторское агентство можно:
- не ссылаться на законодательство, достаточно изложить обстоятельства;
- использовать обычный образец заявления для деловой переписки;
- просить о подаче Ростпотребнадзором иска в своих интересах к ответчику – коллекторской конторе (такая практика распространена).
Другие органы для подачи жалоб
Когда основное заявление в Ростпотребнадзор оформлено, стоит задуматься о том, куда еще можно обратиться.
Угрозы и преследование коллекторов могут быть квалифицированны как административные правонарушения или преступления. По этим фактам целесообразно писать в милицию. Следует приложить все усилия к формированию доказательной базы, например, записать телефонные угрозы на диктофон. Образец обращения не принципиален: достаточно указать стандартные реквизиты. Не нужно пытаться подвести действия обидчика под конкретную статью КоАП или УК РФ: в условиях отсутствия специальных знаний и опыта, подобные выводы изначально ошибочны.
Прокуратура занимает ту же позицию относительно коллекторов, что и Ростпотребнадзор. Но акценты при рассмотрении дел несколько смещены: прокуратура ориентированна на информационные права граждан, защиту банковской тайны и персональных данных. В целом при написании жалобы можно использовать тот же образец, что и в Ростпотребнадзор.
В России Центробанк является органом контроля банковской системы. Это инстанция, куда можно обжаловать незаконные действия банка по уступке долга коллектору.