Каждый собственник жилья хоть раз слышал или сталкивался с понятием обременения квартиры, дома или земельного участка. Важно понимать, что данное определение значит совокупность условий, которые ограничивают права пользования и распоряжения недвижимостью. К обременительным мерам в отношении объекта относится аренда, рента, ипотека, арест и т. д. Данный статус имущества подлежит обязательной регистрации в Росреестре. Гражданин, чье жилье обременено, не сможет свободно совершать сделки с собственностью — продавать ее, арендовать, дарить и др. Мало кто добровольно пойдет на заключение сложной и рискованной сделки по покупке обремененного участка или дома.

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо тщательно и внимательно изучить положения действующего законодательства, закона о регистрации недвижимости и сделок с ней, Гражданского кодекса и других документов, регулирующих правоотношения в области, а также другие нормы. Наиболее распространенным видом обременения на сегодняшний день является ипотека, ведь купить жилье за собственные средства может далеко не каждая российская семья.
При ипотеке обременение возникает из-за того, что квартира выступает залоговым имуществом, т. е. гарантирует банку возврат средств. Кредитная организация в данной ситуации будет выступать залогодержателем, и без его согласия ни одна сделка с объектом недвижимого имущества не признается законной. Чтобы организовать снятие обременения с квартиры или с земельного участка, необходимо полностью выполнить свои договорные обязательства, и вовремя погасить долг.
Способы подачи заявления
Перед тем как снять обременение с квартиры, необходимо выяснить, где это можно сделать. Всеми сделками и процедурами, связанными с регистрацией недвижимости, занимается Росреестр. Именно сюда и предстоит подать заявление о снятии обременения, т. к. по умолчанию данная процедура не проводится, ведь банк не в курсе, когда должник совершил последний платеж. Предварительно следует обратиться в банк, чтобы получить справку о том, что обязательства лица по ипотеке полностью погашены.
Выдается такой документ совершенно бесплатно в течение трех дней после подачи соответствующего запроса. После его оформления, надо уточнить, какие документы нужны для снятия ограничений, и начать их подготовку. Собранный список бумаг, справок и выписок нужно направить в отделение Росреестра по месту нахождения недвижимости. Сделать это можно разными способами, наиболее удобными и эффективными вариантами являются:
- Личное посещение кадастровой палаты. Этот вариант можно назвать классическим. Однако следует учитывать, что он сопровождается рядом особенностей — бумажной волокитой, бюрократическими проволочками и временными затратами.
- Отправка заказным письмом с уведомлением. Этот путь оперативнее, но имеет свои специфические черты, например, все бумаги предстоит оформить нотариально, а за выдачей готовой справки, все равно, нужно прийти лично.
- Оформление заявки через МФЦ. Удобный сервис, принимающий заявления на снятие обременений с квартиры образец которого можно скачать в сети, доступен посетителям региональных многофункциональных центров, принимающих документы в формате единого окна.
- Подача бумаг в режиме онлайн. Скачать образец заявления и подать его в Росреестр можно, вообще не выходя из дома. На портале Госуслуги все можно сделать в считанные минуты, но для этого нужно заранее зарегистрироваться на сайте. Электронные заявки рассматриваются быстрее бумажных, значит и результат можно получить в ускоренном режиме.
В 2019 году за помощью в снятии обременения можно обратиться к специалистам, предлагающим свои услуги в сети. Данный вариант характеризуется некоторыми рисками, поэтому лучше самостоятельно уделить время процедуре.
Всего процедура снятия ограничений может занять 30-60 дней. Именно поэтому после того, как все обязательства выполнены, а долги уплачены, не нужно затягивать со снятием обременений. Специалисты отмечают, что чем скорее заняться вопросом, тем легче и оперативнее он пройдет.
Перечень документов
Задумываясь, как снять обременение с квартиры, нужно понимать, что важным аспектом во всей процедуре станет подготовка документов. Неграмотно составленный бланк заявления, отсутствие какой-либо справки — все это станет поводом для отказа в приеме и рассмотрении обращения. Тест заявления должен быть грамотным и обоснованным, информативным и одновременно лаконичным. Чтобы избежать распространенных неточностей, следует заранее скачать документ с нашего сайта. Единая форма заявки отсутствует, но можно найти типовой образец, ориентируясь на который, подготовить свой вариант не составит труда.
Комплект документов в каждом случае может отличаться, все зависит от индивидуальных обстоятельств и деталей дела. Однако есть стандартный набор бумаг, который нужен в любом случае, и без одного его элемента земля или квартира не будет сниматься с регистрационного учета, как обремененная собственность. В него, помимо заявления, входят:
- справка из банка об отсутствии долгов и полном погашении займа;
- договор ипотеки;
- копия закладной на недвижимость;
- удостоверение личности гражданина;
- правоустанавливающие бумаги;
- постановление суда (если обременения снимаются по его решению);
- квитанция об оплате государственного сбора в размере 200 рублей за изменения в кадастре недвижимости, и 350 рублей за выдачу нового свидетельства о праве собственности.
В Росреестре примут бумаги, затем специалисты проведут полную проверку сведений, сопоставят факты и вынесут решение. В назначенный день соискателю предстоит явиться для получения заветных документов. Если решение будет отрицательным, потребуется уточнить причины отказа. Когда он не обоснован, придется добиться справедливости и отстаивать свои права в суде.