Каждый владелец жилья осведомлён, что основным документом, которым удостоверяется право на владение недвижимым имуществом, является свидетельство о государственной регистрации. Однако с 2016 года этот документ перестал выдаваться в официальном порядке. Взамен него право собственности подтверждает выписка ЕГРН (ЕГРП).
Введение в действующее законодательство этого новшества существенно упростило и ускорило выдачу свидетельств, однако внесло некоторые коррективы, знать о которых следует не только владельцам недвижимости, но и тем, кто лишь собирается в будущем им стать.
Что гласит закон
Изменения в процедуре выдачи свидетельств о праве собственности случались и раньше. К примеру, до 1998 года гражданам за получением свидетельств приходилось обращаться в БТИ, тогда как сейчас, функция их выдачи поручена Росреестру.
В 2015 году прекратилось оформление свидетельств на бумаге с водяными знаками. При этом содержание документа никакого изменения не претерпело, исчезла лишь традиционная для него полиграфическая защита. Причиной отмены выдачи документа на специальной бумаге стала неэффективность этого метода защиты. Современные компьютерные технологии и печатное оборудование значительно облегчили подделку водяных знаков и объёмного тиснения бумаги. Соответственно, пропал смысл в дальнейшем использовании таких элементов защиты.
[pdfview width=”670px” height=”600px”]https://yurist-konsult.ru/wp-content/uploads/2017/07/10000376343.doc[/pdfview]
Скачать документ (.DOC)
Наконец, в июле 2016 года свидетельства о праве собственности были окончательно упразднены. Сделано это было в соответствии с принятыми Госдумой поправками в ФЗ №122.
Последствия отмены
Официальное упразднение выдачи свидетельств о праве собственности, произошедшее летом 2016 года, никак не ущемило их правовой статус. Все ранее оформленные свидетельства продолжают оставаться действительными и не требуют обязательной замены.
Сама процедура подтверждения имущественных прав граждан подверглась изменению. Вместо выдачи свидетельства о регистрации собственности физическое или юридическое лицо получает равноценный ему документ – выписку ЕГРН. Теперь она стала доступна не только в привычном формате с официальной печатью и подписью, но также и в электронном виде.
Кроме формы выдачи изменения коснулись и процедуры. Если свидетельство о государственной регистрации права собственности могло быть выдано лишь владельцу, то выписку получить может практически любой человек, включая и потенциальных покупателей, желающих узнать подробную информацию об объекте. Это позволяет существенно улучшить безопасность сделок по изменению правового статуса недвижимости.
Выписка, как и свидетельство, не является правоустанавливающим документом, а лишь подтверждает зарегистрированное право собственности. Поэтому при продаже квартиры или ином отчуждении недвижимости владелец жилья, помимо выписки, должен будет также предоставить купчую, свидетельство о праве на наследство или дарственную.
Как проходит регистрация теперь
Изменение юридического статуса собственности происходит на основании документа, устанавливающего право владения этой недвижимостью. И поскольку для предотвращения возможного мошенничества любые операции с жильём, за исключением передачи в аренду, требуют обязательной регистрации, оформление правоустанавливающего документа и выдача выписки ЕГРН проходят в режиме единого окна. На практике это выглядит следующим образом.
- Продавец и покупатель квартиры подают в Росреестр документы и три экземпляра договора купли-продажи.
- В присутствии уполномоченного сотрудника происходит подписание договора, который становится правоустанавливающим документом.
- После проверки подлинности документов и регистрации договора покупатель получает выписку ЕГРН, где вместо Ф.И.О. продавца будут стоять его инициалы.
Как правило, вся упомянутая выше процедура укладывается в срок до 10 дней.
Оформление аналога свидетельства о праве собственности
При общении с возможными покупателями каждому владельцу недвижимости потребуется предоставить выписку ЕГРН в качестве подтверждения своего права собственности на выставленный на продажу объект. Обычно оригинал этого документа хранится у продавца дома. Однако если по каким-то причинам он отсутствует, или же требуется оформление новой выписки, то для этого нужно просто обратиться в местное управление Росреестра или ближайший МФЦ.
Здесь не берётся во внимание получение выписки в электронном формате, поскольку при продаже требуется бумажный вариант с подписью и печатью. Но если сведения нужны лишь в информационных целях, то вполне подойдёт и получение выписки через интернет. Для этого понадобится посетить сайт Росреестра, где по кадастровому номеру объекта недвижимости можно оформить запрос на оформление необходимого документа.
Получение выписки, подтверждающей право собственности, предполагает уплату госпошлины в размере 400 рублей. Оплатить её можно через банк, интернет или платежный терминал.
При личном запросе на получение выписки через МФЦ или управление Росреестра она будет оформлена в течение трёх рабочих дней. Такая длительность обусловлена необходимостью удостоверения документа подписью руководителя учреждения. В случае оформления электронной копии свидетельства о праве собственности, её выдача происходит, как правило, в течение одного рабочего дня.
Куда обращаться
Некоторые граждане, являясь владельцем нескольких объектов недвижимости, совершают ошибку, обращаясь за получением необходимых им справок и свидетельств по месту своего жительства, а не по месту нахождения квартиры. Однако это правило применимо лишь к документам, выдаваемым в БТИ или в местной администрации. Получение свидетельства о праве собственности в виде выписки ЕГРН доступно независимо от места проживания её владельца. Это делает возможным оформление документа практически из любого города.
Перечень документов для получения выписки
Для оформления свидетельства о праве собственности на недвижимость в управление Росреестра или МФЦ требуется предоставить:
- заявление установленного образца (бланк доступен в учреждении по месту оформления);
- общегражданский паспорт;
- квитанцию об уплате госпошлины.
Узнать реквизиты банковского счета для оплаты пошлины лучше заранее, посетив сайт Росреестра. Так вы сэкономите время.
На квартиру
Оформление свидетельства о праве собственности на квартиру имеет характерную особенность. Для подачи запроса необязательно указывать кадастровый номер объекта. В остальном процедура оформления и список требуемых документов идентичны аналогичным запросам на земельный участок или отдельно стоящее здание.
На земельный участок
Для получения выписки о правовом статусе земельной собственности гражданину следует указать кадастровый номер объекта. Узнать его можно по Публичной кадастровой карте – удобному и бесплатному онлайн-сервису Росреестра, который позволяет в визуальном режиме определить кадастровый номер любого земельного участка, просто увеличивая масштаб и передвигаясь по интерактивной карте.
На дом
Свидетельство о собственности на дом оформляется во многом аналогично квартире. Поскольку всем введенным в эксплуатации жилым домам присваиваются почтовые адреса, это позволяет делать запрос не по кадастровому номеру, а по адресу.
В то же время право собственности на дом неотделимо от права собственности на землю, на которой это здание расположено. Это делает возможным запрос выписки как по точному адресу, так и по кадастровому номеру. Если заявитель его не знает, то для его определения он может воспользоваться онлайн-картой.
Проверка свидетельства о регистрации права собственности
В свидетельстве о праве собственности не указывается срок его действия. Порой этот документ хранится в деловых бумагах семьи несколько десятилетий. Однако не стоит исключать и тот вариант, что изменение правового статуса собственности может произойти за несколько недель. А в течение года недвижимость может сменить своего владельца неоднократно.
Проверка действительности свидетельства о праве собственности может понадобиться очень многим гражданам. К ним относятся не только потенциальные покупатели, но и сотрудники финансовых учреждений, а также арендаторы и любые другие лица, с кем владелец недвижимости заключил договор. Для сверки записей в предоставленной собственником выписке ЕГРН с оригинальной информацией, внесенной в единую базу данных Росреестра, стоит лишь сделать запрос через официальный сайт этого учреждения. Чтобы провести идентификацию записи в свидетельстве о праве собственности, вполне достаточно ответа в электронной форме. Если информация в обоих свидетельствах одинакова, поводов для беспокойства нет.