Интересы работника защищены законом. Если со стороны работодателя наблюдаются систематические нарушения ТК РФ, стоит пожаловаться в контролирующие инстанции. Особенно эффективна жалоба в прокуратуру.
Нюансы компетенции
Конституция и ФЗ №2202 наделили прокуратуру широкими надзорными полномочиями. Этот орган власти вправе:
- выявлять и пресекать нарушения закона, от кого бы они ни исходили;
- выносить обязательные к исполнению акты реагирования;
- инициировать привлечение виновных к ответственности, вплоть до уголовной.

Прокуратура не является специальным контрольным органом в сфере труда. Эти функции возложены на Госинспекцию труда. В вопросах защиты прав наемного персонала две эти надзорные структуры плотно сотрудничают:
- когда Госинспекция сталкивается с серьезными нарушениями, потенциально являющимися уголовно наказуемыми, она уведомляет прокуратуру;
- рассматривая жалобу гражданина на работодателя, прокуроры часто привлекают сотрудников Госинспекции в качестве экспертов.
Прокуратура и Госинспекция труда: что нужно знать жалобщику
По логике закона первой и основной инстанцией, куда следует обращаться за признанием и восстановлением трудовых прав, является Госинспекция труда. Прокурор, в производстве которого находиться жалоба на работодателя, не преминет поинтересоваться, стали ли изложенные обстоятельства предметом внимания профильного органа. Если да – каковы результаты и причина неудовлетворенности жалобщика, если нет – почему он вообще обратился в прокуратуру.
Что делать, если инспекторы не нашли нарушений в действиях работодателя? Отправить в прокуратуру заявление, ранее рассмотренное Госинспекцией – проигрышная тактика. В подобной ситуации можно писать (одно из двух):
- о новых обстоятельствах, выявленных в деле после его рассмотрения инспекторами;
- жалобу на бездействие сотрудников Госинспекции.
Содержание заявления
Суть проблемы следует описать предметно и кратко. Доводы и требования лучше излагать сухо, а факты и события – максимально конкретно (написать даты, суммы, ФИО присутствующих во время инцидента людей).
Категорически не рекомендуется что-либо додумывать и намеренно преувеличивать степень вины работодателя:
- заведомо ложный донос и клевета уголовно наказуемы (ст.ст. 306, 128.1 УК РФ соответственно);
- урон чести, достоинству и деловой репутации могут обернуться гражданским иском о взыскании морального вреда в пользу должностного лица или организации.
Необходимо предоставить прокурору максимум документальных и других доказательств. К примеру:
- если находящегося в отпуске сотрудника принуждают работать, жалоба может содержать ссылки на подписанные им акты приема-передачи, произведенные в отделении банка денежные операции;
- если речь идет о ненадлежащих условиях труда и нарушениях техники безопасности, пригодятся фото- и видеоматериалы.
Когда предметом обжалования являются разнородные или множественные нарушения работодателя, они должны быть изложены отдельными самостоятельными пунктами.
Жалоба в прокуратуру может не содержать ссылок на нормативно-правовые акты. В этом ее отличие от иска. Часто жалобщики, обращающиеся в прокуратуру, неправильно толкуют предписания законодательства и ошибочно квалифицируют незаконные действия работодателя. Это не имеет значения и не влияет на ход рассмотрения дела.
Порядок подачи заявлений и формальности
Жалоба в прокуратуру должна содержать реквизиты, общеобязательные для обращений граждан по ФЗ №59. Это:
- ФИО и адрес заявителя;
- сведения об адресате (название юридического или ФИО должностного лица);
- дата формирования (может не совпадать с датой подачи);
- личная подпись.
Для рассмотрения жалоб на работодателя предусмотрена альтернативная подведомственность. Можно написать в прокуратуру:
- по адресу регистрации жалобщика;
- по месту нахождения администрации учреждения или производственных мощностей.
Передать заявление в прокуратуру можно любым удобным для себя образом:
- через канцелярию;
- во время личного приема;
- через уполномоченного доверенностью представителя;
- по почте, путем отправки рекомендованного или ценного с описью письма;
- в цифровом виде посредством интернет-сервиса на сайте Генпрокуратуры.
Жалоба в прокуратуру – этот тот случай, когда первичное заявление лучше отправить почтой. Дело в том, что прием жалоб осуществляют дежурные прокуроры. Они часто нацелены на минимизацию количества дел. И хотя для этого нет оснований, могут до последнего убеждать жалобщика написать жалобу в другой орган власти.
Изложенное дает основания для следующих выводов. Эффективная жалоба в прокуратуру может быть составлена человеком, не имеющим специальных юридических знаний. При рассмотрении обращения основное внимание уделяется доказанности описанных обстоятельств, а не форме документа.