Как законно выписать умершего человека из квартиры

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Юрист: Юлия Волкова
Главный редактор проекта
Написано статей
740

Утрата члена семьи — всегда большое горе для родственников. Однако одной лишь душевной травмой смерть близкого человека не ограничивается. Требуется изменение регистрационных документов на недвижимость, которой владел усопший, снятие его с официального учета. Как выписать умершего человека из квартиры, если его родственникам не знакома эта процедура? Ответить может действующее законодательство.

Нужно ли выписывать умершего человека из квартиры? Конечно же, это необходимо по целому ряду причин. Во-первых, выписка умершего из квартиры понадобится для вступления в наследство по завещанию или праву наследования. Переоформление недвижимости на нового владельца невозможно без предоставления целого пакета документов. Во-вторых, выписка умершего родственника нужна для уменьшения размера квартплаты и оформления субсидий.


Выписать умершего человека

Выписка умершего — с чего начать

Сама по себе процедура выписки не представляет особой сложности. Требуется лишь соблюсти определенный порядок действий, который включает получение нескольких справок с последующей подачей их в местное управление ФМС. Затем документы подаются для завершения переоформления квартиры или другого объекта недвижимости на наследника.

Если же выписка покойного не будет произведена в течение ближайших месяцев, у родственников могут возникнуть проблемы, связанные с расчетом квартплаты, а это принесет семье ощутимые дополнительные траты, особенно в осенне-зимний период.

Главное, о чем должны позаботиться родные и близкие покойного — это получение свидетельства о смерти. Оформлять его нужно в ЗАГСе на основании справки из того медицинского учреждения, где была подтверждена смерть человека (морга, больницы).

Иногда люди умирают у себя дома в результате сердечного приступа, инсульта или других причин. В этом случае справка выдается в морге, куда доставляется тело покойного. По результатам вскрытия делается заключение о причинах, вызвавших смерть. В некоторых ситуациях документ выдается в больнице. Это происходит тогда, когда вскрытие не делается из-за того, что человек скончался на операционном столе или после длительного хронического заболевания.

В случае гибели человека в тюрьме или во время службы в армии за справкой следует обращаться к руководству исправительного учреждения или командиру воинской части, где служил покойный.

Получив выданный в морге или в больнице документ, удостоверяющий причину смерти, родственникам следует убедиться, что справка была оформлена правильно: печать проставлена отчетливо, вместе с подписью врача указана его фамилия и должность, указана дата выдачи бумаги (должна быть обязательно). Попросите врача, чтобы текст на выписываемом документе хорошо читался. Распространенный стереотип о неразборчивом «врачебном почерке» вполне может заставить вас вернуться в морг для повторного оформления.

Если справка о смерти оформлена правильно, следующим этапом в процедуре выписки будет посещение районного ЗАГСа. Некоторые граждане, не имея точной информации о том, как выписать человека из квартиры после смерти, совершают ошибку, обращаясь сразу в ЗАГС. Это приводит к лишней трате времени. Для того чтобы обращаться в эту структуру, родственникам следует подготовить:

  • паспорт покойного (при его наличии);
  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о браке, о рождении, справку о составе семьи или иной документ, подтверждающий наличие родственных связей между скончавшимся гражданином и заявителем;
  • справку о смерти.

Если у покойного не было родственников, обратиться за выдачей свидетельства о смерти имеет право его наследник по завещанию или собственник жилья, где был прописан человек. Как правило, ЗАГС выдает свидетельство в течение 1–2 дней. Паспорт покойника изымается и не возвращается.

Дальнейшие действия


Чтобы вопрос о том, как выписать из квартиры умершего, был решен без каких-либо возможных недоразумений и проволочек, следует позаботиться о предоставлении в УФМС всех требуемых документов. В их числе особое значение имеет свидетельство о смерти, в тексте которого указываются:

  • ФИО покойного;
  • гражданство;
  • дата рождения и смерти;
  • место смерти;
  • дата выдачи документа.

В отличие от справки из морга или больницы, которую зачастую выписывают на различных бланках, свидетельство о смерти имеет единый установленный законом бланк, не допускающий каких-либо разночтений в указанных сведениях.

После получения этого документа следует посетить коммунальное предприятие или расчетный центр, где оформлялись льготы по начислению платы за отопление и другим услугам ЖКХ. Это необходимо в том случае, если покойный имел льготы, по которым его семья оплачивала счета за электроэнергию и тепло по льготному тарифу. Промедление со снятием с учета грозит немалым штрафом, ведь после смерти человека пользование его льготами незаконно.

Выписка скончавшегося гражданина из приватизированной квартиры или муниципального жилья происходит в местном управлении ФМС. В отличие от многих других процедур за нее госпошлина не взимается. В миграционную службу необходимо предоставить всего три документа:

  • заявление;
  • свидетельство о смерти;
  • паспорт заявителя.

Если выписка происходит из муниципальной квартиры, а покойный являлся ее нанимателем, в ФМС нужно будет предоставить договор социального найма для последующего переоформления. Кроме этого, наследнику понадобится документ, подтверждающий родство с умершим человеком (свидетельство о смерти, о рождении, справка о составе семьи).

Можно ли выписать умершего по решению суда

Поскольку человек может погибнуть в самых различных ситуациях, иногда приходится сталкиваться с проблемой, когда пропавший без вести несколько лет назад родственник становится причиной отказа в возможности продажи квартиры, иного ее отчуждения или переоформления. Помочь здесь может лишь обращение в суд, ведь отсутствие свидетельства о смерти формально не позволяет выписать человека в ФМС. Кроме того, судебная помощь может понадобиться и в том случае, если человек уехал на постоянное место жительства в другую страну, но не снялся с регистрации, после чего контакт с ним был утерян.

Судебная процедура признания человека умершим предполагает подачу заявления от его родственников с указанием имеющихся у заявителя доказательств или фактов, которые бы косвенно подтверждали вероятность гибели гражданина. К примеру, человек ушел на рыбалку в открытое море и пропал. В этом случае согласно пункту 1 статьи 45 ГК РФ гражданин может быть признан умершим спустя 6 месяцев после исчезновения.

Если фактов, косвенно указывающих на вероятность смерти, нет, а человек просто исчез несколько лет назад, суд может признать его умершим по истечении 5 лет после потери сведений о его местонахождении. Двухлетний срок давности, после которого человек также признается умершим, установлен законом для военнослужащих, пропавших без вести в ходе военных действий.

Выдача судебного решения о признании смерти гражданина предоставляет его родственникам или другим заинтересованным лицам (при отсутствии членов семьи) возможность обращения в ЗАГС для выдачи свидетельства о смерти. После чего человек выписывается по стандартной процедуре.


Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7 (499) 322-26-53

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (16 оценок, в среднем: 4,70 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: