Наказание за проезд по обочине при объезде пробки или других препятствий

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Юрист: Юлия Волкова
Главный редактор проекта
Написано статей
740

С целью предотвращения наезда на пешеходов, столкновения с деревьями, столбами, указателями или иными конструкциями Правила дорожного движения строго запрещают передвижение за пределами проезжей части. Штраф за езду по обочине назначается по ст.12.15 КоАП РФ, вне зависимости от цели или мотивов, которые преследовал водитель, выезжая за пределы дороги. Исключением является лишь аварийная ситуация, при которой автомобилист был вынужден выехать на обочину для недопущения столкновения с другим участником дорожного движения, посторонним предметом или животным.

Что такое обочина

Авто на обочине

Пункт 1.2. ПДД под обочиной понимает элемент дороги, обладающий следующими характеристиками:

  • находится на одном уровне с проезжей частью и примыкает непосредственно к ней;
  • отличается от проезжей части типом покрытия либо специально выделен при помощи горизонтальной разметки;
  • используется для движения, остановки и стоянки в соответствии с правилами дорожного движения.

Уточним, что в отличие от обочины, тротуар может примыкать к проезжей части, к велосипедной дорожке либо отделяться от них газоном и (или) бордюром.

Учитывая отсутствие искусственных препятствий (за исключением дорожной разметки), выезд на обочину для разворота, остановки или иного маневра не представляет для водителя никакого труда. И действительно, при необходимости остановки закон не запрещает останавливаться или выезжать с проезжей части. В то же время пункт 9.9 ПДД однозначно запрещает движение ТС по обочине. Пренебрежение этим правилом грозит штрафом.

Сумма наказания

Согласно ч.1 ст.12.15 КоАП, штраф за движение по обочине составляет 1500 рублей. Как и в большинстве других нарушений ПДД, сумма штрафа может быть уменьшена наполовину, если нарушитель оплатит назначенное ему взыскание не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о привлечении к административной ответственности.

[pdfview width=”670px” height=”600px”]https://yurist-konsult.ru/wp-content/uploads/2018/01/12.15-КоАП.docx[/pdfview]

Спорная ситуация

Учитывая, что сам по себе выезд за пределы проезжей части дороги не запрещен, поскольку такая потребность может возникнуть по различным обстоятельствам, включая проверку неисправности автомобиля, многие водители без каких-либо задних мыслей останавливаются на обочине. Однако впоследствии, при попытке выезда на трассу, их может ожидать штраф. Противоречие здесь заключается в том, что для выезда на проезжую часть необходимо начать движение. При этом законом оно формально запрещено, поскольку автомобиль движется по обочине.

Разумеется, если дело дойдёт до суда, то судья наверняка примет сторону водителя, учитывая, что другого варианта выезда на дорогу у него не было. Однако водителю доказать это инспектору получается далеко не всегда. Единственное, что может повлиять на решение сотрудника ГИБДД, это наличие в салоне автомобиля видеорегистратора, который фиксирует движение и дорожную ситуацию. Предъявление видеозаписи в суде даёт все шансы отменить наложенный на водителя штраф.

Если же автомобилист получил штраф за стоянку на тротуаре, то это решение инспектора ГИБДД было принято согласно ч. 3 ст.12.19 КоАП за нарушение правил остановки или стоянки ТС на тротуаре. Исключение здесь составляют случаи:

  • стоянки легковых автомобилей, мотоциклов, мопедов и велосипедов на краю тротуара, граничащего с проезжей частью и обозначенного знаком 6.4 («Парковка») с одной из табличек 8.4.7, 8.6.2., 8.6.3., 8.6.6-8.6.9, обозначающей вид транспортного средства (пункты 12.1 и 12.2. ПДД);
  • вынужденной остановки.

Прямого отношения к стоянке на обочине здесь нет. Как уже говорилось, тротуар отделен от проезжей части бордюром или газоном. Также он находится на более высоком уровне. Поэтому «случайного» заезда на тротуар не бывает.

Размер штрафа на МКАД

Пробка на дороге

Пробки на МКАД не редкость, особенно в пятницу, когда многие столичные автомобилисты выезжают загород и рано утром, когда жители пригородов спешат на работу в Москву. Штраф за езду по обочине на МКАД в 2019 году составляет 1500 рублей.

Некоторые автомобилисты, не зная, как фиксируют езду по обочине на столичной кольцевой автодороге, совершают ошибку, выезжая за пределы проезжей части. Однако желающим ускорить проезд, минуя таким способом пробку или «тянучку», необходимо учесть, что МКАД оборудована системами фото- и видеофиксации нарушений ПДД намного лучше, чем другие трассы. Шансы получить штраф здесь почти стопроцентные.

Когда допускается езда по обочине

Обочина не является проезжей частью, но по отношению к этому участку дороги ПДД имеет несколько послаблений, которые в определенных случаях допускают передвижение по нему. В частности, по обочинам разрешается ездить:

  • спецтехнике коммунальных и дорожно-эксплуатационных служб;
  • велосипедистам в возрасте старше 14 лет при отсутствии велосипедной/велопешеходной дорожки, специальной полосы для велосипедистов, а также возможности ехать по ним либо по правому краю проезжей части;
  • водителям мопедов при условии, что их движение не создает помех пешеходам;
  • гужевым повозкам, вьючным и верховым животным, саням, если они не создают препятствий пешеходам и движутся в один ряд как можно правее;
  • грузовому транспорту, который нуждается в подъездном пути для разгрузки или погрузки товара.

Объезд препятствия по обочине допускается лишь в том случае, если проезд по другой свободной полосе (за исключением встречной) недоступен по объективной причине. Объезд по обочине поворачивающего налево автомобиля не разрешается. В данной ситуации водителю следует притормозить и дождаться, когда двигающийся перед ним автомобиль завершит маневр.

Встречная обочина

Ввиду того, что в КоАП и ПДД не разъясняется такое понятие, как «движение по встречной обочине», некоторые водители ошибочно полагают, что максимальным наказанием за такое нарушение является штраф в 1500 рублей. Однако в данной ситуации обычный штраф за обгон по обочине вряд ли будет наложен. Зафиксировав выезд на встречную обочину, инспектор ГИБДД выпишет протокол по ч.4 ст.12.15 КоАП, что предполагает куда более суровое наказание – штраф в 5000 рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Повторно совершенное правонарушение по вышеуказанной статье грозит водителю лишением права управления автомобилем на срок 12 месяцев либо штрафом в размере 5000 рублей, если игнорирование ПДД зафиксировано специальными автоматическими средствами (видео/фото/киносъемка).

Мотивы решения сотрудника дорожной полиции довольно просты: водитель не мог оказаться на встречной обочине, не выехав перед этим на противоположную полосу движения. А значит, бесспорным является тот факт, что автомобилист совершил более серьёзное нарушение, чем попутное движение за пределами проезжей части. Обжаловать штраф за обгон по «встречке» довольно трудно. Суд может принять во внимание лишь видеозапись с регистратора, которая бы доказывала, что выезда на встречную полосу не было, а передвижение за пределами проезжей части противоположного движения началось без пересечения «встречки».

Комментарий эксперта

[attention type=yellow]

Нередки ситуации, когда ДТП происходит на прилегающей к проезжей части обочине. Показательной здесь является произошедшая в Поволжье авария, суть которой заключалась в следующем. Одно лицо, управляющее автомобилем, совершало поворот налево на прилегающую территорию. Осуществляя указанный маневр, водитель нарушил п. 8.8. ПДД, а именно: не пропустил встречное автотранспортное средство. Однако движущийся по «встречке» автомобиль ехал при этом не по дороге, а по обочине, чем нарушил п. 9.9 правил дорожного движения. Кто из водителей должен нести ответственность в таком случае, когда оба нарушили правила? По логике сотрудников ГИБДД, вина водителей обоюдна, поэтому оба лица были привлечены к административной ответственности. Но вот высшая судебная инстанция страны посчитала иначе. ВС РФ отменил постановление о привлечении к ответственности водителя, не уступившего дорогу «помехе справа», дав следующее разъяснение: лицо, управляющее ТС, которое совершает движение по обочине, не наделяется  первоочередным правом езды перед остальными средствами передвижения. А у автомобилиста, поворачивающего налево вне перекрестка, не усматривается в данном случае обязанности уступить дорогу транспортному средству для продолжения его движения по обочине, поскольку согласно Правилам его там просто не должно быть. С данной позицией можно ознакомиться в Постановлении ВС РФ от 04.09.2015 № 46-АД15-29.[/attention]

Опасная обочина – правила ПДД: Видео


Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7 (499) 322-26-53

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (24 оценок, в среднем: 4,70 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: