Перегруженный грузовик опасен не только для самого водителя, но и для других граждан. Также лишний груз заметно ухудшает качество дорожного покрытия, допуская преждевременный износ асфальта. Водителю стоит помнить, что штраф за перегруз грузового автомобиля в 2019 году можно получить не только за общее превышение массы грузовика, но и за перегруз по одной из осей. Таким образом, неправильная погрузка может стать причиной наложения административного взыскания даже тогда, когда общий вес не был превышен.
Определение понятия «перегруз»
Перегрузом следует считать превышение допустимой массы транспортного средства. Для каждого из автомобилей перегруз бывает разным. Многое зависит от того, правильно ли происходил процесс погрузки, а также от конструкционных характеристик грузовика. Некоторые владельцы грузовых автомобилей в погоне за дополнительной прибылью пренебрегают рекомендациями по максимально допустимой массе по осям, из-за чего нарушается баланс нагрузки на амортизаторы.
Негативные стороны данного явления
Если не принимать во внимание вопрос о преждевременном износе амортизаторов, то перегруз по осям представляет наибольшую угрозу для состояния дорог. Не секрет, что лишний груз увеличивает нагрузку на дорожное покрытие. Летом, когда асфальт разогревается на солнце, перегруженный грузовик просто раздавливает дорогу, делая на ней характерные полосы. В результате нарушается целостность дорожного покрытия, а также длительность его эксплуатации без необходимости ремонта.
Ещё одна негативная сторона, которую несет в себе перегруженный транспорт –опасность для других участников движения. Превышение допустимой массы грузовика увеличивает длину тормозного пути. Существует большая вероятность, что при резком повороте такому автомобилю грозит занос. Кроме того, перегруженный грузовик намного более опасен в случае столкновения с другим транспортным средством, поскольку разница в массе столкнувшихся автомобилей может различаться во много раз.
Контрольные пункты проверки веса
Предотвратить злоупотребления перевозчиков, связанных с намеренным добавлением лишнего груза, несмотря на конструкционные характеристики автомобиля, можно лишь использованием специальных весов. Как правило, они устанавливаются на всех основных трассах. Летом, когда нагрузка на дороги увеличивается в связи с транспортировкой урожая, в дополнение к стационарным пунктам контроля на различных участках дорог устанавливаются мобильные весы.
Размер штрафа за превышение допустимой массы ТС
Положения статьи 12.21.1 КоАП указывают, что размер штрафа за перегруз грузового автомобиля в 2019 году составляет:
1. Если ТС движется с превышением допустимой массы или нагрузки на ось в пределах от 2 до 10% без разрешения либо с превышением тех же показателей на 2-10% от значений, указанных в разрешении:
- от 1000 до 1500 рублей – для водителя;
- от 10000 до 15000 рублей – для должностных лиц, несущих ответственность за перевозку;
- от 100000 до 150000 рублей – для юридического лица и ИП;
- 150000 рублей – для владельца ТС (собственника) в случае фиксации нарушения путем фото- либо видеозаписи спецсредствами в автоматическом режиме.
2. При движении ТС без разрешения с превышением его массы либо нагрузки на ось в пределах значений от 10 до 20%:
- от 3000 до 4000 рублей – для водителя;
- от 25000 до 30000 рублей – для ответственных за перевозку должностных лиц;
- от 250000 до 300000 рублей – для организации и ИП;
- 300000 рублей – для собственника (владельца) ТС при фиксации правонарушения в автоматическом режиме.
3. Без разрешения с превышением от 20 до 50%:
- от 5000 до 10000 рублей либо лишение прав на срок от 2 до 4 месяцев – для водителя;
- от 35000 до 40000 рублей – для ответственных за перевозку должностных лиц;
- от 350000 до 400000 рублей – для индивидуального предпринимателя и юрлица;
- 400000 рублей – для собственника ТС (владельца) при автофиксации
4. Превышение допустимой массы, указанной в спецразрешении, на значение в пределах от 10 до 20% обойдется штрафом:
- от 3000 до 3500 рублей – для водителя;
- от 20000 до 25000 рублей – для ответственных за перевозку должностных лиц;
- от 200000 до 250000 рублей – для юрлица и ИП;
- 250000 рублей – для собственника ТС (его владельца), если нарушение зафиксировано спецсредствами на видео или фото.
5. При превышении нагрузки на ось или массы автомобиля на значение от 20 до 50% от максимально возможного, указанного в разрешении:
- от 4000 до 5000 рублей либо лишение права управления на срок от 2 до 3 месяцев – для водителя;
- от 30000 до 40000 рублей – для должностных лиц;
- от 300000 до 400000 рублей – для организации и ИП;
- 400000 рублей – для владельца ТС при условии автоматической фиксации нарушения.
6. Если показатель допустимой к движению массы или нагрузки на ось выше 50% при езде без разрешения либо более чем на 50% значения, указанного в спецразрешении:
- от 7000 до 10000 рублей либо лишение прав на период от 4 месяцев до полугода – для водителя;
- от 45000 до 50000 рублей – для лиц, ответственных за грузоперевозку согласно своим должностным обязанностям;
- от 400000 до 500000 рублей – для ИП и юридического лица.
- 500000 рублей – для владельца авто в случае если факт зафиксирован специальными средствами (фото, видео).
Размер штрафа определяется по результатам контрольного измерения нагрузки на каждую ось.
Если сотрудником ГИБДД был обнаружен факт наличия стоящих пассажиров в микроавтобусе, где перевозка граждан без выделения каждому сидячего места не допускается, то штраф за перегруз «Газели» или аналогичного транспортного средства рассчитывается по ст.12.23 КоАП РФ. Подобное нарушение грозит штрафом в размере 500 рублей.
Проезд под запрещающий знак
Согласно ст.12.16 КоАП РФ, штраф за проезд под знак «Движение запрещено» составляет 500 рублей. В Москве и Петербурге размер взыскания за это же нарушение возрастает до 5000 рублей.
[pdfview width=”670px” height=”600px”]https://yurist-konsult.ru/wp-content/uploads/2018/01/12.16-КоАП.docx[/pdfview]
Дорожный указатель 3.4, запрещающий передвижение грузовых транспортных средств, может включать изображение допустимой массы грузовика. Так, при наличии на знаке цифры «4т» запрет на проезд будет касаться только грузовых автомобилей с общей массой более 4 тонн. Всем остальным транспортным средствам проезд разрешен.
Порядок оплаты
Зачастую нарушения, связанные с превышением нагрузки на ось, возникают из-за того, что водитель или грузоотправитель плохо себе представляют, что грозит за перегруз грузового автомобиля. В результате гражданин, ответственный за эксплуатацию грузовика, получает штраф, который обжаловать практически невозможно.
В интересах оштрафованного водителя не затягивать с оплатой. Иначе взыскание штрафа будет передано в Службу судебных приставов. Оплатить штраф можно через:
- кассу банковского учреждения;
- мобильное приложение;
- сайт банковского учреждения;
- терминал оплаты.
Кто ответственен за нарушение
Кто отвечает за перегруз по осям: перевозчик или грузоотправитель? Положения действующего законодательства указывают, что в случае обнаружения нарушений, в правилах перевозки груза административному наказанию могут быть подвергнуты все причастные к деянию по ст. 12.21.1. КоАП РФ лица: водитель, должностное лицо, ответственное за перевозку, грузоотправитель, лицо (фирма или ИП), осуществившее погрузку. Штраф также может быть наложен и на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) – владельца грузовика, при условии фиксации правонарушения специальными средствами фото- либо видеосъемки.
Если же возникла ситуация, когда водителя не уведомили о том, что автомобиль был перегружен при погрузке, то в случае взыскания штрафа он имеет право подать на грузоотправителя регрессный иск с требованием компенсации.
Ситуация, когда водитель становится «крайним» при обнаружении перегруза, далеко не редкость. Зачастую грузоотправитель и владелец грузовика могут быть в сговоре, согласовав между собой отправку дополнительного груза, но не указав эту информацию в накладной. Делается это для снижения расходов на транспортировку. В некоторых случаях водителю становится известно о перегрузе лишь на стационарном посту ГИБДД.
Можно ли избежать штрафа
Принимая во внимание, что размер штрафа за перегруз может достигать нескольких сотен тысяч рублей, многие перевозчики задумываются о способах, которые бы позволили отменить наложенное взыскание. Как избежать штрафа за перегруз? Если речь идёт о ситуации, когда протокол о нарушении ещё не оформлен, то водитель может попытаться убедить сотрудника ГИБДД в том, что лишняя нагрузка на ось возникла по причине смещения груза. Этот способ вряд ли можно назвать эффективным, поскольку причина (неправильная погрузка) не отменяет факт нарушения (наличие перегруза).
Отмены штрафа можно добиться в судебном порядке. Для этого собственник грузовика запрашивает проведение независимой экспертизы, в ходе которой производится моделирование процесса погрузки и расчет нагрузки на ось грузовика. Если результаты экспертной оценки доказывают, что имел место лишь общий перегруз, но при этом нагрузка по осям была в норме, судья может принять этот факт в качестве основания для снижения размера штрафа или его отмены.
Если водитель или собственник грузовика не смог отменить назначенный штраф через суд, тогда нарушитель обязан оплатить взыскание в указанном размере. Скидка в 50% от суммы штрафа здесь уже не действует, поскольку срок её действия (20 дней) уже прошел.
Спустя несколько дней после оплаты штрафа рекомендуется проверить зачисление денег. Проверка штрафа по номеру машины доступна на сайте ГИБДД.
Комментарий эксперта
[attention type=yellow]
На практике трудности вызывают ситуации, когда водитель перегруженного ТС осуществляет грузоперевозки в качестве индивидуального предпринимателя и одновременно является его владельцем (собственником). В этом случае сотрудники ГИБДД, как правило, выписывают несколько протоколов о привлечении к административной ответственности по ст. 12.21.1. КоАП РФ (по принципу «чем больше, тем лучше»), например, на водителя и на ИП. Это является неправомерным, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ, никто не может нести дважды административную ответственность за одно и то же правонарушение. В указанном примере данная норма нарушается, т.к. ИП и физическое лицо – водитель выступают в одном лице. Суды поддерживают эту позицию, и в случае обжалования одного из постановлений, отменяют его, а производство по делу прекращают на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Похожая ситуация складывается, когда груз доставляется из одного региона в другой, и на юрлицо дважды выписывают штрафы за перегруз в одном городе и в другом. В этом случае также необходимо обжаловать в судебном порядке одно из постановлений о наложении штрафных санкций, ссылаясь на ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ. При этом необходимо особое внимание обращать на то, что если лицо, привлеченное к ответственности, не устранило правонарушение во время следования к месту выгрузки после составления протокола по ст. 12.21.1. КоАП РФ, то ответственность не будет являться двойной в случае привлечения лица к ответственности по той же статье на ином участке дороги. В суде, чтобы доказать факт устранения, необходимо ссылаться на то обстоятельство, что сотрудники ГИБДД (весового контроля) при выявлении превышения массы ТС в рамках статьи 12.21.1. КоАП РФ обязаны задержать ТС и поместить его на специализированную стоянку до устранения нарушения. Если водитель продолжил маршрут (был отпущен), следовательно, факт превышения массы (нагрузки на ось) был устранен им на месте (груз был перераспределен равномерно по площади авто, часть груза была выгружена в иное ТС и пр.).[/attention]