Разногласия со страховой компанией, как и с другими субъектами хозяйствования, разрешаются путем последовательного обращения с:
- заявлением – просьбой реализовать законные интересы;
- претензией – предложением уладить разногласия по взаимному соглашению;
- иском – адресованным в суд с требованием защитить нарушенное страховщиком право.
Иногда целесообразно пожаловаться на Росгосстрах в юрисдикционном порядке, поскольку страхование – это лицензионный вид деятельности, курируемый одновременно двумя инстанциями. Это Центробанк, выдающий страховщикам лицензии и осуществляющий надзор за их деятельностью, и Российский союз автостраховщиков – профессиональным некоммерческим объединением, имеющим влияние на своих членов.

Владелец полиса ОСАГО или собственник ТС, пострадавшего в ДТП, не являются профессионалами на рынке страховых услуг, поэтому считаются потребителями и вправе претендовать на защиту Роспотребнадзора. Росгосстрах – монополист, на которого можно жаловаться в ФАС. Его областные и республиканские отделения регулярно штрафуют Росгосстрах за навязывание автолюбителям сопутствующих услуг и другие нарушения антимонопольного законодательства.
Задавшись вопросом, куда обжаловать действия страховщика, можно натолкнуться на образец заявления в Федеральные службы страхового надзора/по финансовым рынкам. Стоит учесть, что образец может быть устаревшим: ФССН была упразднена в 2011, а ФСФР – в 2013. Их функции сегодня возложены на Центробанк.
Необоснованный отказ или задержка выплат могут быть причиной некомпетентности отдельного сотрудника. В случае очевидного нарушения стоит уведомить начальника отделения, прежде чем создавать претензию в Росгосстрах или жаловаться куда бы то ни было.
Если страховщик не реагирует на наступление страхового случая
ФЗ «Об ОСАГО» №40 дает Росгосстрах 20 рабочих дней на рассмотрение первичного обращения потерпевшего о выплате страховой премии или прямом возмещении убытков. По прошествии указанного срока страховщик обязан:
- либо произвести выплату/выдать направление на ремонт ТС с указанием его максимальной продолжительности;
- либо мотивированно отказать в письменном виде.
Если Росгосстрах просрочил с выплатой, он обязан уплатить неустойку в размере 1% от суммы страховой выплаты, а если с ответом – 0,05% той же суммы. Начисление пени производится по заявлению потерпевшего. Единый образец обращения не утвержден, писать можно в произвольной форме. Ст.12 ФЗ №40 обязывает заинтересованное лицо указать:
- форму расчета: нал/безнал;
- по необходимости – реквизиты банковского счета.
Дополнительные документы у заявителя страховая компания требовать не может – об этом прямо указал ФЗ №40. При неисполнении обязательства Росгосстрахом следует написать жалобу в Центробанк.
Претензия к страховщику
В силу ст.16.1 ФЗ №40 при возникновении спора с Росгосстрахом досудебная жалоба обязательна. В случае ее отсутствия судья не примет иск к рассмотрению. Руководствуясь ГПК, он отправит материалы истцу. Претензия может касаться:
- невыполнения Росгосстрахом обязательств (отказ либо игнорирование заявления о страховом случае);
- выполнения их неприемлемым способом;
- несогласия заявителя с размером страховой премии.
Досудебная претензия должна быть рассмотрена на протяжении 5 рабочих дней. По истечению это срока страховая компания должна: удовлетворить требования или отказаться, ссылаясь на предписания договора или закона. Отказ либо игнорирование претензии открывают возможность обратиться в суд.
Реквизиты
Обязательный к использованию образец претензии законодателем не установлен. Его нет ни в ФЗ №40, ни в Правилах ОСАГО №431, утв. Центробанком 19.09.14. Но есть перечень сведений, которые должен содержать каждый образец:
- название страховщика;
- ФИО заявителя, его ПМЖ, адрес для переписки (налоговый код; серия и номер паспорта не требуются, но лучше указать);
- описание обстоятельств – причин для подачи претензии;
- обоснование правовой позиции со ссылками на нормативные акты;
- требования к страховщику;
- реквизиты банковского счета потерпевшего или другого выгодоприобретателя либо указание на желание получить деньги налом.
К претензии обязательно прилагаются:
- новые документы – основания заявленных требований, например:
- заключение независимой технической экспертизы;
- акт оценки;
- квитанция об уплате услуг экспертов-оценщиков.
- оригиналы либо заверенные ксерокопии:
- паспорта или иного документа удостоверяющего личность;
- документ, подтверждающий право на ТС;
- справки о ДТП, протокол и постановление/извещение об административном нарушении либо отказ в возбуждении дела;
- полис ОСАГО (если документы о ДТП оформлялись самостоятельно без полицейского).