С начала девяностых годов прошлого столетия страховые фирмы стали активно участвовать в российском хозяйственном рынке. С тех пор сильно изменился и сам рынок, и роль страховщиков в обслуживании интересов бизнеса и физических лиц. Но как тогда, так и сейчас одним из самых действенных и дешевых инструментов достижения компромисса и понимания между участниками страхового процесса является претензия в страховую компанию.
Основа взаимоотношений со страховщиком

Обычно страховщик (страховая компания) появляется в жизни предпринимателя или простого гражданина тогда, когда ничто не предвещает неприятностей, а просто возникает необходимость соблюсти обязательную формальность для достижения определенной цели:
- купить автомобиль;
- получить кредит;
- оформить ипотеку на квартиру;
- выехать в заграничное путешествие.
В такие моменты мало кто уделяет должное внимание установлению выгодных и паритетных взаимоотношений со страховщиком автомобиля, недвижимости или собственной жизни и здоровья, отмахиваясь от бумаг, как от скучной бюрократии. Такой подход в корне неверен. Страхователю необходимо очень подробно и внимательно изучить все нюансы страхового полиса, чтобы в будущем не стать заложником негативных явлений и:
- иметь возможность получить справедливые выплаты;
- уметь подать претензию страховой компании;
- знать, как и куда пожаловаться на страховую компанию, если та не выполняет свои обязанности.
Сделка со страховщиком
Претензия может быть подана в страховую компанию только в том случае, если сделкой со страховщиком предусмотрен досудебный порядок разрешения конфликта между сторонами. Кроме того, чтобы сам договор был достаточным правовым основанием для возникновения взаимных прав и обязанностей у его сторон, он должен отвечать обязательным требованиям гражданского законодательства.
Закон требует, чтобы в соглашении о страховании стороны обязательно закрепили договоренности по следующим вопросам:
- Какое имущество страхуется. При этом обязательно указывается максимальное количество идентифицирующих параметров с учетом качественных и количественных характеристик.
- Перечень событий, которые подпадают под определение страхового случая.
- Размер страховой суммы и порядок ее выплаты.
- Период, на который заключается договор.
Если хоть один из перечисленных пунктов не изложен в соглашении, такой договор считается незаключенным и никаких претензий к страховой компании по нему не может быть предъявлено. Причем изложение указанных пунктов не должно быть двусмысленным или предполагающим наличие разных трактовок. Так, например, если в пункте соглашения о страховых выплатах говорится, что страховая выплата рассчитывается в момент наступления страхового случая, то такой договор нельзя рассматривать как заключенный. Соответственно, любая претензия к страховой компании, составленная на выполнение такого соглашения, будет отклонена.
Виды претензий к страховщикам
Обжалование действий страховщика через претензию к страховой фирме возможно на трех стадиях существования отношений между страховщиком и страхователем:
- преддоговорной;
- на стадии исполнения договора;
- после расторжения договора или после истечения срока действия договора.
Обращение к страховщику на каждом из этапов имеет свои особенности. Поэтому перед тем как написать актуальную претензию, необходимо подробно изучить доступный образец претензии к страховой компании, которая соответствует существующей стадии отношений.
Преддоговорные споры
Эта категория споров встречается довольно редко и не потому, что на этом этапе страховые фирмы стараются соблюдать права и интересы страхователей, а скорее по причине пассивности самих страхователей. Мало кто настроен тратить свои силы, время и деньги до тех пор, пока не возникло явных материальных последствий. Однако некоторые внимательные страхователи все-таки не допускают, чтобы в сделки по страхованию включались такие пункты, как:
- одностороннее изменение условий страхования (проценты, количество имущества, франшиза и т.д.);
- возможность затягивания со страховыми выплатами со стороны страховщика;
- одностороннее изменение суммы страховой выплаты.
Таких несправедливых условий может быть довольно много в одном соглашении. Цель страхователя – своевременно их выявить и удалить. Своевременно – не только до подписания страхового договора. Даже в том случае, если после подписания договора страхователь обнаружил, что его права нарушены, он имеет право обратиться к страховщику с предложением изменить условия договора. В случае, если страховщик не отреагировал на такое предложение или отказал, у страхователя появляется право написать претензию страховой фирме в преддоговорном споре. Преддоговорная досудебная претензия в страховую компанию должна иметь обязательные реквизиты:
- наименование и юридический адрес получателя претензии;
- суть требований, где излагаются обстоятельства включения в соглашение пунктов, которые нарушают права страхователя;
- требование рассмотреть претензию в установленный срок, а также согласовать и включить в договор те условия, которые предложены страхователем.
- предупреждение о направлении преддоговорного искового заявления на рассмотрение в арбитражный суд.
Такая досудебная претензия в страховую фирму отправляется страховщику (доказательства отправки должны храниться как минимум три года). В случае отказа страховщика урегулировать спор в досудебном порядке, готовятся материалы для подачи в суд.
Споры в процессе исполнения сделки
Во время исполнения договора, особенно на этапах оценки ущерба и определения суммы страховой выплаты, претензии к страховой компании возникают очень часто. Несправедливость оценки и занижение выплаты – основные причины написать страховщику.
Жалоба на страховую компанию, оформленная в виде претензии, должна содержать максимум аргументов, которые подтверждают правоту ее заявителя. Поэтому к подготовке претензии страховой фирме по поводу ненадлежащего исполнения договора необходимо подойти с особой тщательностью.
- Если страховщик допустил неверную оценку негативных последствий, страхователю необходимо привлечь независимого эксперта и заказать альтернативное заключение, которое послужит доказательством неверного подхода страховщика к оценке.
- Если страховая компания неверно рассчитывает выплаты, тогда нужно у нее затребовать официально подробный расчет, с указанием всех показателей и коэффициентов. Этот расчет и станет отправной точкой для претензии к страховой фирме.
Как такового официального образца претензии в страховую компанию не существует. Жалоба на страховую компанию составляется в произвольной форме. Однако есть исключения, случаются страховые договора, в которых стороны оговаривают единый образец претензии к страховой фирме. Тогда такой образец становится обязательным, а любые отклонения от формы может стать основанием в отказе от рассмотрения требования заявителя жалобы.
Чаще всего претензия страховой компании не регламентируется договорными отношениями и может быть составлена в той форме, которая удобна для заявителя. Однако из текста претензии должны быть очевидны требования страхователя, их законность и обоснованность. Для этого специалисты рекомендуют придерживаться следующего алгоритма написания претензии в страховую фирму:
- Наименование страховщика, его юридический адрес и идентификационный код.
- Указание суммы, которая подлежит взысканию по данной претензии.
- Указание нарушенного пункта договора.
- Доказательства нарушения соглашения страховщиком.
- Расчет суммы, подлежащей выплате, с учетом штрафных санкций, предусмотренных сделкой.
- Требование выплатить указанную сумму.
- Указание расчетных реквизитов для оплаты.
- Установление срока для исполнения претензии и указание последствий невыполнения – обращение в судебную инстанцию.
Составленная по такому алгоритму претензия станет действенным инструментом в вопросе досудебного урегулирования конфликта между страхователем и страховщиком.