Как составить досудебную претензию в случае конфликта

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Юрист: Юлия Волкова
Главный редактор проекта
Написано статей
740

Правовая система – это общественный договор, который должен соблюдаться всеми членами общества. И как часто бывает с договорами и правилами, не в каждой ситуации они устраивают абсолютно всех участников. Для разрешения возникающих спорных ситуаций правовая система содержит в себе судебный механизм. Однако существование возможности отстаивать свои интересы в суде не лишает противоборствующие стороны шанса договориться полюбовно. В качестве мирного варианта урегулирования возникших противоречий законом предлагается досудебная претензия, или медиация.

В каких случаях применяется

Круг отношений, которые могут быть урегулированы с помощью претензии, достаточно обширен. Это практически все договорные и публичные отношения. Даже жена не лишена права составить претензию к мужу, в попытке решить наболевший вопрос.


Конфликт

Но возникает вопрос, чем отличается досудебная претензия от любой другой личной или деловой переписки, которые также могут содержать ссылки на попытки мирного урегулирования каких-то споров.

И здесь на первый план выходит форма обращения, какие образцы досудебной претензии брать за основу.

Требования к претензии

Никаких требований к тому, как должна быть составлена досудебная претензия, законодатель не выдвигает. Кроме одного – названия. Документ так и должен называться – претензия. Казалось бы, это требование формально. Но формализм – одна из основ правовой системы. Именно он обеспечивает единообразное применение права. Получив документ, который называется досудебная претензия, субъект права будет понимать, что следующий шаг – судебное разбирательство.

Также, чтобы из документа было ясно, об урегулировании каких обстоятельств идет речь, претензия должна содержать:

  • наименование адресата, его идентификационные и почтовые данные;
  • упоминание об основаниях возникновения правовых отношений между адресатом и отправителем претензии (договор, подчиненность, причинение вреда и т.д.);
  • какое право отправителя было нарушено (право может быть установлено договором или законом);
  • какой материальный ущерб причинен таким нарушением, и как сторона-виновник может покрыть причиненный ущерб;
  • если в претензии выдвигается требование выплатить сумму денег, необходимо указать расчетный счет для уплаты, чтобы сторона имела возможность реально исполнить рекламацию взыскателя;
  • если требуется вернуть или передать определенные вещи или товары, то необходимо указать где, когда и кому должна быть осуществлена такая передача;
  • в претензии должен быть дан срок (10 дней) на ответ и исполнение, а также предупреждение, о том, что в случае оставления требований без рассмотрения, спор будет передан в суд.

Все требования претензии должны быть точно подсчитаны и чётко сформулированы.

Обязательность


Претензия может быть обязательна в двух случаях:

  • если такая обязательность предусмотрена законом;
  • если стороны договорились, что при возникновении спорных ситуаций сторона, которая считает, что её права нарушены, в обязательном порядке отправляет другой стороне претензию.

Что касается закона, то нынешнее законодательство не предусматривает никаких ситуаций, в которых обязательно направлять досудебную претензию. А вот в договорах стороны этот порядок прописывают часто.

Несоблюдение обусловленного договором претензионного порядка урегулирования спора считается грубейшим нарушением. Судебная инстанция не станет рассматривать спор, пока не будет выполнена досудебная процедура.

Соблюдением досудебной процедуры считается направление претензии и предоставление стороне оговоренного срока на ответ. Если получатель никак не отреагировал, можно обращаться в суд.

По ту сторону

Претензия

У лиц, которые находятся в правоотношениях, возникают вопросы не только по поводу самой претензии, но и о том, как должен выглядеть ответ. В каких случаях спор считается урегулированным, а в каких всё-таки ждет суд.

Форма, в которой составлен ответ, в данном случае совершенно неважна. Противоположная сторона может, ничего не отвечая, выплатить все определенные претензией суммы или каким-то другим образом удовлетворить требования заявителя, и на этом можно считать спор оконченным.

Но такие ситуации встречаются редко, и даже частично соглашаясь с требованиями заявителя, получатель пытается отстоять свои интересы, предлагая компромисс.

Механизм такого компромисса и должен содержать ответ на претензию. Для ясного и аргументированного изложения своей позиции, можно использовать следующий алгоритм:

  1. Сторона заявляет о том, признает она требования, не признает или признает частично.
  2. Какие конкретно требования будут выполнены, в какие сроки, а какие требования отклоняются.
  3. Дается правовое обоснование своей позиции, со ссылками на договор или нормативные документы.
  4. Если претензия касается взыскания денег, тогда получатель претензии может включить в ответ просьбу о предоставлении отсрочки или рассрочки, назвав конкретные даты выплаты.
  5. Ответ, которым в удовлетворении претензии отказано, должен содержать не только правовое обоснование, а и копии документов, которые подтверждают позицию получателя претензии.

Соблюдение этих несложных правовых процедур не только упростит разрешение возникшего спора, но и позволит всем участникам правоотношения сэкономить деньги, время и собственное здоровье. Ведь давно известно, что каждое судебное разбирательство – это определенный стресс, и если есть возможность его избежать, то лучше постараться воспользоваться предоставленным шансом.


Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7 (499) 322-26-53

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (29 оценок, в среднем: 4,60 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: