Жалоба на сотрудника – емкое понятие. Его содержание и образец зависят от причин недовольства, целей жалобщика, типа работодателя, сферы деятельности. Чтобы написать грамотное и эффективное обращение, в этих нюансах нужно разобраться.
Претензия на работника сферы торговли и бытовых услуг

Нередки случаи хамства продавцов, официантов, охранников. Способ реагирования определяется настроем того, кто пишет жалобу. Возможные цели:
- конструктивная – избежать оплаты некачественного товара/услуги;
- личная – наказать обидчика.
Пример. Посетителю кафе принесли разбавленный сок и несвежий салат. От заказа нужно отказаться. Если понимания со стороны официанта или привлеченного им менеджера не наблюдается, стоит пригрозить жалобой в Роспотребнадзор, Госсанэпидслужбу, Госпротивопожарную службу. После этого администрация обычно на оплате не настаивает.
Когда цель жалобщика – выразить возмущение и добиться наказания, целесообразно:
- написать замечание в жалобной книге;
- уведомить ИП или администрацию предприятия.
Звонок собственнику – действенное средство. По законам бизнеса клиент «всегда прав» и «голосует рублем». Виновника наверняка накажут дисциплинарно или финансово.
Стоит обратить внимание на «Уголок потребителя». Здесь вывешена копия свидетельства о регистрации СПД, образец которого содержит контактный телефон. Тут же хранится книга жалоб. Но согласно современному законодательству:
- заводить ее обязаны только те, на кого распространяется ПП РФ от 19.01.98 №55;
- образец документа не установлен.
Книга заслуживает доверия, если она пронумерована и прошита, а место прошивки скреплено печатью и подписью. Если это так, стоит написать обстоятельный негативный отзыв. Под ним нужно подписаться, указать ФИО (если не хотите – хотя бы имя и отчество), контактный телефон для обратной связи и текущую дату.
Заявление на представителя банка, страховой компании, оператора мобильной связи
В отличие от среднего бизнеса, корпорации бюрократичны. В этом они сродни госструктурам. Поэтому:
- по всем вопросам к учреждению нужно обращаться официально;
- свои требования/предложения лучше написать, чем излагать устно;
- факты/обстоятельства следует по возможности подтверждать доказательствами.
Образец жалобы не установлен, поэтому написать можно в произвольной форме. Адресовать ее лучше руководителю юридического лица или его структурного подразделения. Если его ФИО и должность установить не удалось, нужно сделать в «шапке» документа и/или на конверте приметку – «для администрации».
Тем, кто не знает, как лучше написать обращение или жалобу, предлагается адаптировать имеющийся образец.
Подача жалобы на сотрудника или на учреждение?
Часто обывателю сложно сориентироваться с этим важным вопросом. От его разрешения зависит многое, в том числе:
- адресат обращения;
- образец и форма жалобы;
- допустимые требования.
Важно понимать, что наемный сотрудник при исполнении служебных полномочий действует от имени работодателя. Поэтому:
- если организация ответила отпиской на досудебную претензию, то это решение юридического лица, а не конкретного человека, подписавшего документ;
- если операционист вовремя не обработал заявку на перечисление средств, то ответственность перед клиентом несет не он, а финансовое учреждение.
Жалобу стоит написать на того, на кого выгодней в конкретных обстоятельствах. Стоит учесть:
- Максимум ответственности работника в результате жалобы – выговор и увольнение. Удовлетворяющий заявителя промежуточный вариант – перевод неугодного на другое место. Иных требований жалоба на сотрудника содержать не может. Адресовать ее нужно администрации.
- Если поставлен вопрос о принуждении к совершению действия, взыскании компенсации и подобном, нужно написать не жалобу, а претензию к организации. В случае ее неудовлетворения можно обращаться в контролирующие инстанции или в суд.
Кляуза на учителя, медика, госслужащего
Названные категории граждан вдвойне уязвимы к жалобам по ряду причин:
- их труд, кроме Трудового кодекса и Правил внутреннего распорядка регулируется целыми массивами ведомственных нормативных актов, в том числе – кодексами этики, нормы которых изобилуют субъективными оценочными категориями;
- к таким сотрудникам выдвигаются повышенные требования: относительно госслужащих – о несовместимости с иной трудовой деятельностью; касательно учителей и правоохранителей – о морально-этических качествах;
- повышение квалификации, переаттестация, продвижение по карьерной лестнице для таких сотрудников обязательны;
- предусмотрены специальные дисциплинарные взыскания и основания для увольнения.
К примеру, педагог может быть лишен места работы за:
- аморальный поступок за пределами учебного заведения, несовместимый с воспитательными функциями – ст. 81 ТК;
- однократное применение к учащимся непедагогичных методов влияния – ст. 336 ТК;
- занятие определенными видами деятельности – ст.83 ТК.
Целесообразность того или иного вида жалобы зависит от целей ученика и родителей. Если продолжать обучение в данном заведении они не намерены, можно отправить письмо-жалобу в управление образования, а для надежности – продублировать его в профильное Министерство и Прокуратуру (образец тот же, меняется только «шапка»).
Доступны и менее конфликтные варианты жалоб – пожаловаться директору и потребовать перевести ученика в другой класс. Когда педагог не устраивает многих родителей, коллективной жалобы (даже устной) обычно хватает для его замены для учащихся конкретного класса.
Типы жалоб на госслужащего
- Заинтересованность в отмене решения, оспаривании правомерности действий/бездействия чиновника должна вылиться в жалобу по подведомственности либо в заявление в порядке гл.25 ГПК. В тексте можно написать о неправильном толковании обстоятельств, неверном применении норм закона. Но о личности госслужащего, его компетенции и моральных качествах писать не нужно.
- Если заявитель жалуется на должностное лицо, все наоборот: нужно написать о некомпетентности, нерадивости, незаинтересованности. Но не стоит рассчитывать, что это поможет решить конкретную проблему.
При написании жалобы на чиновника следует быть предельно аккуратным и сдержанным. Многие обвинительные жалобы чреваты ответными действиями:
- гражданским иском о компенсации морального вреда, нанесенного деловой репутации;
- уголовным делопроизводством по ст.306 УК, в качестве максимального наказания за заведомо ложный донос предполагающий тюремное заключение до 3 лет.
Поэтому всегда, прежде чем писать такую жалобу, нужно попытаться решить проблему путем общения и поиска компромисса.
Как составить жалобу( информационное письмо) на шумного соседа его работодателю