Никто не застрахован от болезней и травм, и абсолютно каждый из нас может внезапно оказаться на пороге больницы или медицинского центра. Право на медицинскую помощь – один из столпов Конституции. Согласно принципам гражданства, страна должна защищать своих граждан, и медицинскую помощь тоже можно отнести к этой категории. Причем нередко возникают ситуации, когда граждан необходимо защищать не от болезней, а от противоправных действий больниц и конкретных врачей.

Как же поступить в таких ситуациях? Адекватная реакция на непрофессионализм, халатность или произвол врачей – подача жалобы на больницу. Непрофессионализм многих врачей – это образец несовершенства нашей системы образования, но если на систему образования вы никак не можете повлиять, то привести врача к ответу можете в два счета. Достаточно грамотно написать жалобу и подать ее в соответствующие инстанции.
Куда стоит пожаловаться на больницу?
Прежде чем приступить к оформлению претензии, следует разобраться, кому подчиняется медучреждение и куда именно можно на нее пожаловаться. Для начала рассмотрим государственные больницы – наиболее яркий образец неудовлетворительного обслуживания, плохих условий пребывания и наличия врачей с сомнительной квалификацией.
Итак, куда можно написать жалобу на государственную больницу?
- Городской департамент здравоохранения;
- Министерство Здравоохранения;
- Прокуратура;
- Суд.
Последние две инстанции относятся к категории крайних мер. Когда досудебные разбирательства не дают должного результата, и вы регулярно наталкиваетесь на стену равнодушия или круговой поруки, можно переходить к более решительным мерам воздействия. Но не стоит сразу же прибегать к подобным рычагам воздействия – согласно правилам, для начала обратитесь в первые две инстанции.
Если вы не удовлетворены работой врача или больницы в целом, можно написать заявление либо на конкретного врача, либо на всю больницу. Грубо говоря, это одно и то же, так как за работу врача отвечает все учреждение, и если будет назначено финансовое взыскание, деньги пойдут из бюджета учреждения. Если вы сторонник мирного решения конфликта, попробуйте пожаловаться на врача его непосредственному начальнику. И если это не сработало, смело приступайте к следующим шагам.
Городской департамент здравоохранения
В случае с городским департаментом, сначала узнайте, к какому департаменту относится ваша больница. Только разобравшись с этим вопросом, вы будете точно знать, куда именно можно пожаловаться. Найдите в интернете официальные интернет-порталы этих департаментов – там вы сможете узнать всю информацию касательно подачи жалобы. Благодаря формам обратной связи вы сможете написать жалобу и отправить ее в режиме онлайн, главное – следовать образцу оформления, предоставленном на сайте.
Также можно написать заявление на бумажном носителе (в двух образцах), и отправить его в заказном письме либо отдать при личной встрече. Главное – зафиксировать факт передачи. В случае с заказным письмом, доказательством станет уведомление о получении, а при личной встрече отметку о передаче должен оставить сам получатель. Для этого он должен сделать соответствующую запись на втором образце претензии.
Министерство Здравоохранения
Для передачи жалобы на врача или больницу в Министерство Здравоохранения, вам потребуется отыскать местное представительство. Свою претензию вы можете подать в общественную приемную, если решили остановиться на стандартном письменном или печатном варианте. В этом случае можете следовать правилам подачи в департамент.
Помимо этого, подать претензию на врача или клинику можно и другими способами:
- Отправить заказным письмом;
- В электронном письме в виртуальную приемную;
- Пожаловаться на официальном портале Министерства.
Нужный вам способ выбирайте исходя из своих возможностей и обстоятельств, но наиболее эффективным считается подача письменной претензии лично в руки либо заказным письмом.
Прокуратура
Согласно Конституции РФ, если действия врача или больницы противоречат действующему законодательству, вы имеете полное право обращаться в прокуратуру. Обычно так поступают, когда предыдущие действия не дали никаких результатов. А если вы хотите возместить моральный ущерб, наилучшим выходом станет следующая инстанция – суд.
Суд
Когда полученный ущерб легко посчитать и перевести в денежный эквивалент, лучше всего подать судебный иск. Важный момент – обращаться в суд можно только в тех случаях, если досудебные разбирательства не дали никакого эффекта. У вас должны быть доказательства неудачных досудебных разбирательств, такие как непринятые претензии и т.д.
Пожаловаться на частную клинику
Не стоит думать, что частники никому не подчиняются, и жаловаться на них нет смысла. На частную больницу вы можете пожаловаться во все вышеприведенные инстанции, без исключения. Помимо этого, можно обратиться в Роспотребнадзор, так как вы заплатили деньги и имеете право на получение качественных услуг.
Общие рекомендации
Когда будете подавать заявление в суд и прокуратуру, понадобиться составлять его по единому стандартному образцу, установленному законодательством. Это для претензий в Министерство и департамент используются образцы заполнения с достаточно вольными правилами, а в случае с судом и прокуратурой желательно проконсультироваться с юристом.
Не стоит разделять поликлиники, больницы и частные медучреждения – ими занимаются одни и те же инстанции. Только в случае с департаментом обратите внимание, кому именно подчиняется учреждение. Вы гарантированно со всем справитесь, главное – не поддаваться эмоциям и не предпринимать необдуманные решения.