В деловых взаимоотношениях не все может идти гладко, и не имеет значения, о каких именно деловых взаимоотношениях идет речь. Покупателю может попасться некачественный товар, поставщик может задержать очередную партию, застройщик может нарушить оговоренные сроки – вариантов масса. Избежать подобных неприятностей практически нереально, и поэтому следует знать, как можно бороться с этим. Для этих целей существует претензия – один из самых распространенных документов в наши дни.

Определение термина
При помощи претензии потребитель (или одна из сторон делового соглашения) выражает свое несогласие второй стороне, и доносит до него свои требования. Второй стороной обычно является поставщик, исполнитель заказа или услугодатель. Претензия предназначена для того, чтобы указать второй стороне на ее ошибки, и потребовать от нее их устранения (помимо этого, часто требуют и дополнительную компенсацию за ущерб и неудобства).
Претензия – это отличный способ уладить конфликт без вмешательства суда.
Нет смысла портить деловые отношения, которые налаживаются годами, чтобы в судебной тяжбе решить несущественную проблему – все можно сделать на внутреннем уровне. Помимо этого, вам не удастся сразу передать дело в суд – перед этим понадобится провести досудебное разбирательство. А подача претензии как раз и является одним из наиболее эффективных видов досудебного разбирательства.
Итак, кто имеет право написать претензию? Это вправе сделать каждый потребитель или сторона соглашения. Грубо говоря, таким образом можно решить практически все дела гражданско-правового толка. Здесь не существует никаких жестких ограничений, напротив, в более развитых странах составлять такие документы учат еще в школах.
Правила оформления
Как составить претензию? И что немаловажно, как сделать это правильно? Если обладать определенным опытом в таких делах, подобное заявление пишется менее чем за час. Вам не понадобится стандартный бланк – никаких единых бланков не предусмотрено. Достаточно взять чистый лист бумаги или какой-нибудь универсальный бланк для заявлений.
Чтобы все сделать правильно, необходимо поэтапно рассмотреть каждый аспект:
- В шапке пишется ФИО человека, которому вы предъявляете свои требования, или же полное наименование организации. Если вы имели дело с крупным предприятием, вы должны указать не рядового сотрудника, который вас обслуживал, а руководителя всей фирмы. Чтобы узнать всю нужную информацию, достаточно подойти к информационному стенду магазина или перейти на официальный сайт предприятия.
- Далее нужно написать ФИО отправителя, т.е. свои данные. Чтобы с вами смогли связаться, потребуется указать свои контактные данные и адрес.
- Следующая графа бланка – название. В нашей ситуации – «Претензия».
- Далее идет главный текст. В данном тексте вы должны детально описать вашу проблему, не упустив ни одной важной детали. Описывать нужно подробно, но при этом без лишних слов. Придерживайтесь официально-делового стиля, будьте максимально вежливым, и тогда у вас все получится правильно. Вам понадобится перечислить ошибки и нарушения, с которыми вам пришлось столкнуться, а также последствия данных нарушений.
- Затем нужно предъявить свои требования. Список требований напрямую зависит от проблемы, с которой вам пришлось столкнуться. Не забывайте, что ваши требования должны отвечать положениям закона «О защите прав потребителей» и пунктам договора (если он имел место).
- Потом следует написать, что вы собираетесь делать в случае невыполнения ваших требований. Можно пригрозить обращением в суд, Роспотребнадзор, Антимонопольный комитет и т.д. (зависит от ситуации). Таким образом, вы покажете всю серьезность своих намерений. Никому не нужны лишние разбирательства, поэтому обычно нарушитель соглашается с требованиями.
- Затем следует перечислить документы, которые вы прикрепили к бланку претензии. Это может быть квитанция, чек, акт приема-сдачи товара, копия договора – в зависимости от вашей ситуации. Нужно отправлять не оригиналы документов, а их качественные копии.
- Последний штрих – дата и подпись.
Как видите, ничего сложного. Главное – руководствоваться инструкцией и следовать образцу.
Приведенный нами образец претензии поможет избежать ошибок и сделать все с первого раза, а следовательно – сэкономить время и решить проблему как можно быстрее. Если вы все сделаете правильно, результат не заставит себя ждать.