Каждый предприниматель сталкивался с претензиями со стороны потребителей, а если не сталкивался, то это лишь дело времени. Это часть игры, которой невозможно избежать, этакий способ поддержать равновесие между недобросовестными поставщиками и капризными клиентами. Последние как раз являются серьезной проблемой, так как могут доставить множество неприятностей без каких-либо оснований.

Если не использовать официальные термины, претензии могут быть таких типов:
- Аргументированными и неаргументированными;
- Справедливыми и несправедливыми;
- Откровенно агрессивными;
- И даже ориентированными на шантаж.
Последний пункт является настоящей проблемой для начинающих интернет-магазинов.
Клиент может сочинить гневное письмо, в котором будет обвинять продавца во всех грехах. Далее он потребует компенсации, и даже намекнет, что небольшое вознаграждение – справедливая плата за незапятнанную репутацию.
Если предприниматель пишет ответ на претензию и отказывается платить, мошенник начинает угрожать отправкой жалобных писем в различные инстанции, публикацией плохих отзывов на специализированных сайтах и т.д. В таких случаях главное – не идти на поводу и не соглашаться на подобные требования. Сохраняйте переписку, соберите доказательства вашей невиновности, и вам ничего не «пришьют».
Поэтому стоит различать обоснованные и необоснованные претензии, и реагировать на них соответствующим образом. В данном случае у вас небольшой выбор – либо согласиться с доводами потребителя и выполнить его требования, либо отказать ему. Вне зависимости от того, какой образец вы выберете, ваш ответ на претензию должен быть исчерпывающим, чтобы окончательно разрешить конфликт между вами и потребителем. Иначе вам придется получить еще несколько писем, а потом дело перейдет в суд и другие инстанции.
Ответ на аргументированную претензию
Представьте, что клиент неплохо разбирается в положениях законодательства, и грамотно оформил свою претензию. Он действительно приобрел некачественный товар, или товар надлежащего качества, который можно законно обменять. Если клиент прав, то в большинстве случаев спорить – себе дороже, вы только потеряете время и обречете себя на более существенные траты. В данном случае вам нужно согласиться с требованиями клиента. Во-первых, вы покажете себе образцом законопослушности и докажете, что для вас клиент всегда прав. А во-вторых, значительно сэкономите на дальнейших разбирательствах.
Составляя ответ на претензию, вы должны следовать такому образцу:
- Уважительно обратитесь к потребителю и выразите свои глубочайшие извинения.
- Далее нужно отразить свое видение проблемы, но при этом не отрицать ее. Согласитесь, что произошла ошибка – производитель допустил брак, а вы не заметили это вовремя. Вы не производитель, но, безусловно, признаете свою вину и больше подобного не допустите.
- Придумайте вескую причины, по которой произошла ошибка – например, чрезмерная загруженность из-за сезона, некомпетентность новичка и т.д. Дайте понять, что это единичный случай, от которого никто не застрахован.
- Решите проблему. Напишите, что согласны обменять товар на идентичный, или на похожий с перерасчетом стоимости (тут все зависит от требований клиента). Здесь вам придется сверяться с положениями закона «О защите прав потребителя».
- Выразите свое желание и дальше сотрудничать с данным клиентом. Если он особенно ценен для вас, можно предложить скидку или особенные условия.
Если предметом спора является бытовая техника или другой технически сложный объект, может понадобиться независимая экспертиза. Имейте в виду, что проводить ее будут за ваш счет.
Ответ на неаргументированную претензию
Но что делать, если жалобное письмо потребителя необоснованно, или не доказывает вашей вины? Если вы столкнулись с вышеприведенным образцом мошенничества, попросту проигнорируйте заявителя, если вы никогда не сотрудничали с ним. Если сотрудничали, и он беспричинно вас обвиняет, следует отправить ответное письмо. Напишите, что вашей вины здесь нет, и вы не собираетесь дальше продолжать данную переписку. Здесь важен именно ответ на претензию – если дело попадет в суд, это сыграет вам на руку.
Но встречаются случаи, когда товар надлежащего качества не подошел клиенту по каким-либо причинам. Или если вам хотят вернуть товар по истечению отведенного срока в две недели. В подобных случаях закон на вашей стороне, и вы не обязаны выполнять требования.
Существует список товаров надлежащего качества, которые не подлежат обмену. Данный список можно без проблем отыскать в интернете.
Но донести данную информацию вы должны вежливо и доходчиво, это очень важно. Составляя ответное письмо, следуйте данному образцу:
- Уважительно обратитесь к потребителю и выразите свои глубочайшие извинения.
- Далее опишите сложившуюся ситуацию. Объясните, что, согласно законодательству, вы не должны выполнять требования. Приведите в данном письме несколько цитат из законодательства, и используйте все источники, касающиеся дела. Клиент должен понять, что вы не юлите, а действительно действуете законно – это очень важно.
- Предложите прийти в ваш магазин снова и выбрать новый продукт. Пообещайте скидку, если можете себе это позволить и если хотите сохранить клиента.
- Затем принесите свои извинения и напишите, что цените каждого клиента (ну или используйте другую дежурную фразу).
Дополнительная информация
Писать ответ на претензию покупателя нужно на вашем фирменном бланке (но это не обязательное требование). При оформлении сверяйтесь с образцом, приведенном на нашем сайте, и у вас все получится. Необходимо правильно указать все данные – наименование фирмы, ваши ФИО и ФИО потребителя, адрес, контактная информация и т.д. Срок ответа на претензию – 10 суток. Этот срок ответа на претензию является общим для коммерческих негосударственных организаций.