В градостроительной и земельной сфере используется такое понятие, как линейные объекты капитального строительства. Что подразумевают под этим термином? Как протекает установление сервитута для прокладки подобных объектов?

Терминология и законодательство
Что это такое линейный объект? В российском законодательстве этот вопрос остается открытым. Из-за этого возникают проблемы при регулировании отношений как градостроительных, так и земельно-имущественных. Хотя есть немало законов, где оговариваются такие сооружения, сложность заключается в том, что нет единого документа, который бы сводил все сведения о них к одному общему знаменателю. А положения, посвященные данным конструкциям, есть в Градостроительном, Земельном, Лесном и Водном кодексах.
Если говорить простыми словами, то линейный объект — это широкое определение, в которое включают самые разные сооружения. Например, под таким названием на плане может быть обозначена линия электропередачи, инженерные и технические сети. В данную категорию относят фуникулеры и туннели, мосты, автомобильные и железные дороги.
Основной принцип, по которому принято устанавливать, считается объект линейным или нет, — это соотношение между его длиной и шириной. Если первый показатель значительно больше второго, можно говорить об этой категории. Такие постройки проектируют по тому же принципу, что и любые иные капитальные строения. Однако есть своя специфика, и зависит она от типа сооружения. Принято выделять следующие виды объектов по критерию связи с землей:
- воздушные;
- наземные;
- подземные.
Еще можно делить сооружения на несколько групп по такому критерию, как их назначение. Они используются для транспортной коммуникации. Такие конструкции задействованы в водоснабжении, необходимы для электрификации, мелиорации. Канализационные и ливневые коллекторы тоже относятся к данной категории.
Проектирование и узаконивание сооружений
Сложность в этой сфере обусловлена еще и тем, что возникают проблемы с правовым регулированием. Поскольку конструкция может иметь огромную протяженность, ее сложно, а на практике и невозможно отнести к одному и тому же земельному участку. Например, линия электропроводов может пересекать весь город: она проложена и над тротуаром, и над проезжей частью, идет из района в район вдоль домов, магазинов. Немного проще с автомобильными дорогами: они занимают определенную территорию, поэтому могут регистрироваться на конкретных земельных участках.
Безусловно, проектирование линейных объектов сопряжено со сложностями с правовой точки зрения. Хотя их относят к капитальным сооружениям, можно ли считать такие конструкции недвижимостью? Это справедливо по отношению только к отдельным постройкам. Например, линии связи и трубопроводы невозможно считать недвижимым имуществом.
Разработка технического плана линейного объекта затруднена в связи с тем, что зачастую он простирается не просто над разными участками земли: эти территории могут относиться к различным категориям. Одно дело, если это земельные участки, которые являются государственными либо муниципальными по статусу, и совсем другое, — если они находятся в собственности частных лиц.
Как вариант, в данном случае используется такой механизм правового регулирования, как установление сервитута. Поскольку в данную категорию относят сооружения и конструкции различного типа, не всегда их можно подвязать к этой схеме. Кроме того, установление сервитутов предполагает согласие собственника, а далеко не всегда этот вопрос удается решить положительно.
Резюмируя, придется признать, что Градостроительный кодекс не охватывает всего комплекса вопросов, связанных с этой сферой. Детальной проработки и закрепления на законодательном уровне требуют такие моменты, как проектирование любого типа конструкций и их строительство, ввод в эксплуатацию и постановка на учет. По мнению юристов, в идеале на градостроительном плане должны заранее резервироваться участки под прокладки коммуникаций, дорог и прочих сооружений. Тогда и правовых проблем будет меньше.