Торговля не может быть стихийной. Ее порядок обозначен государственными законодательными актами. ФЗ от 28.12.2009 № 381 дал основные определения торговой деятельности, обозначил правила правового регулирования сферы торговли. Этот закон утвердил необходимость в создании общего порядка размещения пунктов продажи.

Основные положения 381-ФЗ
Закон, принятый в 2009 году, регулирует деятельность сферы торговли, устанавливает требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивает соблюдение их интересов. Закон разграничивает компетенции органов госвласти РФ и муниципалитетов по управлению торговой сферой.
ФЗ установил основные определения, касающиеся торговой деятельности. В настоящее время предпринимательская деятельность по приобретению и сбыту предметов торговли называется торговой. Закон также выделяет категории оптовой и розничной торговли (статья 2).
Законом установлена необходимость регулирования размещения магазинов и ларьков в пределах города, региона. Объектом торговли необходимо считать сооружение или его часть, где установлено специализированное оборудование для сбыта товаров и предоставления услуг гражданам. Они подразделяются на стационарные и нестационарные.
Установка и перемещение стационарных пунктов требуют значительных усилий и не проходят незамеченными. Инициирование нестационарных объектов торговли зачастую происходит в обход законного разрешения. Это так называемые стихийные точки. Во избежание проблем с законом право на размещение торгового объекта должно быть получено официально.
Стационарные объекты торговли
Согласно 381-ФЗ любое сооружение, стоящее фундаментом на земле и имеющее подключение к сети технического обеспечения, может быть принято как стационарный торговый объект. Он может принадлежать предпринимателю на праве собственности или быть применяемым по договору аренды, подписанному минимум на 12 месяцев.
Многие зачастую спрашивают, что такое летние торговые площадки или кафе. Согласно 381-ФЗ стационарный торговый объект может иметь пристроенную часть в виде летней площадки, быть связанной с ней единой сетью коммуникаций. В соответствии с этим отдельные документы на такую часть не оформляются. Реализация торговой продукции производится по основной лицензии без оценивания принадлежности к нестационарным торговым точкам.
Юридические лица и частные предприниматели, особенно в сфере реализации алкоголя, должны правильно понимать принадлежность точки к стационарной. Согласно Федеральному закону стационарный торговый объект должен содержать следующий перечень общих признаков:
- быть самостоятельным зданием или его частью;
- его фундамент должен быть крепко связан с землей;
- его нельзя переместить, не нарушая целостности или назначения;
- пункт торговли имеет технологическое подсоединение к инженерной сети;
- здание оформлено в Едином реестре прав владения недвижимостью;
- торговый объект не указан в муниципальной схеме размещения;
- постройка не должна носить временный характер.
Стационарные пункты имеют признаки недвижимого имущества. Их следует регистрировать в Росреестре.
Как поставить нестационарный пункт
Перед оформлением документации следует определить вид объекта. Индивидуальный предприниматель обязан понимать, что такое нестационарный пункт торговли, как он должен быть оформлен.
Нестационарные торговые объекты применяются для торговли в розницу. Киоск или палатку возможно перенести без нарушения ее целостности и значительного перерыва в торговой деятельности. Это временные конструкции без привязанности к земле. Наличие привязанности к инженерно-техническому обеспечению, общим сетям не влияет на определение вида.
Федеральный закон № 381 (статья 10) дает указания о порядке размещения нестационарных торговых объектов.
- Каждый муниципальный субъект должен разрабатывать свой план распределения пунктов торговли. Схема размещения нестационарных торговых объектов учитывает обеспеченность жителей в оптимальной торговой загруженности и возможность ее усовершенствования.
- Установителем регламента занесения объектов в схему является правительство РФ.
- Разрабатывают и утверждают схемы органы местного самоуправления.
- Обязательное требование к схеме — субъекты среднего и малого бизнеса должны иметь возможность размещать свои пункты торговли из расчета 60% к общему числу нестационарных объектов.
- Согласно принципам доступности и публичности схему следует размещать на сайте органа муниципалитета или предоставлять на всеобщее обозрение в интернете.
- Пересмотр схемы не должен становиться поводом для утверждения изменений в отношении уже функционирующих нестационарных пунктов.
- При размещении нестационарных пунктов при стационарном объекте правила устанавливает владелец участка земли, здания. Он обязан при этом учесть требования, обозначенные законодательными актами РФ.
В зависимости от индивидуальных условий каждого муниципального субъекта порядок размещения может иметь свои нюансы.
Порядок размещения
Чтобы получить право размещения нестационарного торгового объекта, необходимо составить соответствующий договор. Для этого гражданин участвует в аукционе. По прошествии торгов представитель городской администрации заключает договор с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Действие соглашения распространяется на максимальный срок — 5 лет. Однако следует помнить, что с представителем переносной торговли договор подписывается на 1 год.
В документе прописываются важные условия, среди них — необходимость уплаты сбора за установление нестационарного объекта. Стоимость сбора за этот вид объекта торговли не вмещает его площадь. Оплата производится с момента подписания договора. Средства перечисляют городскому бюджету.
Процедура получения права размещения предусматривает предоставление льгот некоторым представителям малого и среднего бизнеса. Если на указанном месте до момента назначения аукциона уже был установлен нестационарный торговый объект, его владелец освобожден от необходимости регистрации в торгах. Остальные представители обязаны принять участие в аукционе.
Перед окончанием периода действия договора следует составить заявление о продлении срока. Это важно успеть сделать минимум за 30 дней до конца срока действия договора.
Подача заявки на участие производится от имени самого индивидуального предпринимателя, юридического лица. Участие в процедуре законного представителя возможно исключительно при наличии доверенности. Кроме этого, заявки принимают на сайте муниципалитета или в МФЦ. Отправка заказным письмом или по электронной почте также возможна.
Заявка на право размещения требует предварительной подготовки документов. Список бумаг может изменяться в соответствии с местным регламентом. Общий перечень включает:
- заявление от участника или его представителя;
- документ, подтверждающий факт госрегистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- устав организации;
- документацию о присвоении ИНН и постановке на налоговый учет;
- документацию об отсутствии долгов перед бюджетом;
- перечня привлекаемых работников и данных об их медосмотре.
Документы должны быть оформлены в соответствии с регламентом, установленным в субъекте РФ.
Договор на размещение нестационарного торгового объекта требует тщательной подготовки. Если у соискателя есть некоторые вопросы относительно правил подачи заявки, участия в аукционе, следует обратиться к опытному специалисту. Лучший способ получить информацию — написать эксперту сайта. Он рассмотрит сложившуюся ситуацию и представит индивидуальное решение проблемы.