В российское законодательство относительно недавно были внесены изменения, которые касаются специфики использования воды и других ресурсов в многоквартирных домах (МКД). В настоящее время закон требует устанавливать не только индивидуальные приборы учета (ИПУ), которые считают электричество, водоснабжение и газ (они уже привычны для всех граждан), но и общедомовой счетчик воды и энергии. Безусловно, к этому требованию возникают претензии. Зачем были необходимы такие нововведения? За чей счет должна осуществляться установка общедомовых счетчиков и дальнейшее их обслуживание?

Причины изменений законодательства
Многие жители МКД выступают против общедомового прибора учета (ОДПУ), так как не совсем понимают, для чего он нужен. Чтобы разобраться с проблемой, следует изучить ФЗ от 23.11.2009 № 261. Этот нормативный правовой акт помогает понять, что такое новшество вполне оправданно и логично, ведь на обслуживание любого многоквартирного дома уходит немало ресурсов, помимо тех, которые тратятся жильцами в индивидуальном порядке.
Достаточно высоки расходы электроэнергии в местах общего пользования: в подъездах, подвалах, на чердаках и придомовой территории. В итоге установка общедомовых приборов учета в интересах жильцов, поскольку они смогут платить по факту потраченных ресурсов, а не по завышенным нормативам.
Когда граждане жалуются, что тарифы регулярно растут, они не могут повлиять на обоснованный рост расценок на коммунальные услуги. А вот корректировать реальную сумму в счете возможно, если понимать, сколько именно ресурсов и каких расходуется. Обозревая картину трат, жильцы могут принять решение, как способствовать экономии.
Кроме того, общедомовые приборы учета позволяют своевременно фиксировать возможные потери электроэнергии, тепла, газа, воды на этапе их поставки от магистральной сети к потребителю. Ведь в противном случае убытки фактически возмещаются из карманов простых граждан, вместо того чтобы своевременно устранять утечки воды или электроэнергии.
Специфика монтажа и обслуживания
Не всегда конфликтные ситуации вызваны непониманием жильцов дома, для чего в законе об энергосбережении появился пункт об установке общедомовых счетчиков. Нередко споры разгораются из-за того, что граждане не могут понять, кто должен оплачивать установку прибора учета электроэнергии на дом. Хотя ответ на этот вопрос лежит на поверхности.
Согласно Правилам содержания общего имущества МКД все расходы несут собственники жилых помещений. Они составляют договор с управляющей компанией, которая в дальнейшем и отвечает за обслуживание. Однако с граждан берутся средства не только за коммунальные, которые потребляются непосредственно в пределах квартиры. Они платят и за свет, и за газ, и за воду, которые расходуются на нужды общего имущества.
Следовательно, и общедомовой счетчик электроэнергии покупается все из того же фонда, в который ежемесячно отчисляют деньги жильцы МКД. Единственное, что управляющие компании взимают средства по разным алгоритмам. Как вариант, представитель организации может инициировать общедомовое собрание, на котором заявит о необходимости установки прибора учета на весь дом. Там же он информирует, какие траты сопутствуют подобной процедуре.
Возможно использование средств из тех денег, что приходят ежемесячно. Впоследствии дополнительные затраты будут возмещены по принципу рассрочки за счет жителей МКД. А вот все хлопоты по приобретению, монтажу и обслуживанию счетчика ложатся на управляющую компанию.
Еще один вопрос может возникнуть у жильцов дома, которые добросовестно платят все взносы, включая оплату статьи «текущий ремонт». Возможен ли вариант получения средств из этого фонда на покупку общедомовых приборов учета? В российском законодательстве четко установлено, что текущий ремонт должен осуществляться по четкому плану во избежание аварийных ситуаций. Состояние же инженерных систем обычно таковое, что в большинстве случаев невозможно обойтись минимальными мерами. В итоге средства из этого фонда должны в первую очередь расходоваться по назначению, и только если есть излишки, их можно потратить на покупку счетчиков.
Осуществление поверки
Общедомовой прибор учета тепловой энергии, электричества или воды требует такого же обслуживания, как и индивидуальный счетчик. Ведь в ходе эксплуатации оборудование изнашивается, в итоге выше вероятность, что его показания станут некорректными. Поэтому поверка общедомовых приборов учета — обязательная процедура, которая проводится по тому же принципу, что и ИПУ.
Счетчик электроэнергии, воды и тепловой энергии будет поверяться по-разному. Для приборов водоснабжения характерен следующий порядок действий:
- исследование на предмет соответствия комплектности;
- оценка внешнего состояния;
- читабельность маркировки;
- осуществление испытания.
При этом корпус счетчика не должен быть поврежден. Важно, чтобы лакокрасочное покрытие было целым, без трещин и сколов. Если все маркировки и отметки хорошо читаются, прибор прошел гидравлическое испытание, поверенный счетчик продолжает свою работу.
Когда проверяют электросчетчик, в паспорте обязательно проставляют дату процедуры. Также внимательно осматривают его, чтобы прибор был полностью укомплектованным и соответствии с документом на ОДПУ. Во избежание аварийных ситуаций осматривается также и электроизоляция.
Традиционно поверку проводят по плану. Однако возможно и внеплановое мероприятие в случае, если:
- будет обнаружена поврежденная пломба;
- окажется, что документы на ОДПУ утрачены;
- появится информация о повреждении счетчика (проверенная или предположительная).
Исследование прибора периодически проводится в лаборатории. Это необходимо для выявления отклонений в работе, которые невозможно обнаружить на месте. В таком случае предстоит пройти сложную процедуру. Представитель поставщика коммунальной услуги снимает показания и проверяет пломбы, а затем везет счетчик в лабораторию, где осуществляется поверка.
Если исследование покажет, что прибор исправен, его возвратят. Однако и эта процедура проходит в присутствии представителя коммунального предприятия, который должен поставить пломбу и заполнить соответствующий акт.