Большинство граждан РФ проживают в многоквартирных домах старого типа, которые возводились и сдавались в эксплуатацию в советские времена. Если порядок в квартире должен поддерживать собственник, и об этом все знают, то кто обязан поддерживать чистоту и организовывать ремонт подъездов, понятно не каждому жителю страны. Сегодня никого не удивить тем, что в подъездах можно увидеть потрескавшиеся полы, обрушенную плитку, обрисованные стены, разбитые плафоны. Однако гражданам следует понимать, что так быть не должно, и косметический ремонт подъезда входит в платежки за коммунальные услуги.

Получается, что за обслуживание подъездов мы платим, но никто не проводит ремонт лестницы, лифтов, замену окон и т. д. В такой ситуации важно знать, что россияне вправе добиваться защиты собственных прав и ресурсов. Чтобы разобраться в представленном вопросе, и понять, кто должен и как сделать ремонт в подъезде, необходимо внимательно и тщательно изучить действующий Жилищный кодекс страны, отдельные законы, правительственные акты и постановления. На основании теоретической правовой базы можно будет составить индивидуальный алгоритм действий, и с его помощью избежать распространенных юридических ошибок в процессе отстаивания своей позиции.
Большинство жильцов требует провести ремонт в подъездах многоквартирных домов от коммунальных служб, но те отказываются его организовывать, ссылаясь на то, что это не входит в их сферу деятельности. На самом деле это не так, текущие ремонтные работы, как раз их обязанность, но управленцы пользуются правовой неграмотностью населения, и уклоняются от задач, которые должны выполнять. Заставить их изменить свой ответ относительно заявки по ремонту поможет жалоба, которую следует оформить по всем правилам ГПК РФ.
Что входит в обязанности УК
Правительственные постановления и Жилищный кодекс регламентируют, что ремонт подъезда многоквартирного жилого дома должен осуществляться управляющими компаниями, при этом, частота проведения работ равна один раз в 3-5 лет. Любые отговорки в УК или организации, обслуживающей дом, нужно пресекать на корню. Чтобы уметь отстоять свои права и добиться обновления подъезда в многоквартирном доме, нужно знать, какие именно работы входят в полномочия управленцев. В данный перечень входит:
- реставрация оконных рам и замена стекол;
- ремонт козырька над подъездом;
- покраска стен и побелка потолка;
- замена пола (плитки, бетона);
- обновление коробок для счетчиков;
- ремонт почтовых ящиков в подъезде;
- ремонт проводки, замена ламп и плафонов;
- реконструкция лестничных маршей и поручней;
- восстановление работы мусоропровода.
В современном Жилищном кодексе есть два понятия — текущий и капитальный ремонт. Список, представленный выше, относится к первой категории. Для организации капремонта, в который входит замена крыши, фундамента, лифтового оборудования, отделка фасада и ремонт подвала, УК должны привлекаться опытные специалисты, а финансируется эти работы за счет специального фонда, который жильцы ежемесячно пополняют соразмерно площади своих квартир.
Если лестничный марш и подъезд выглядит, как после техногенной катастрофы, жильцам надо принимать меры. При чем, действовать лучше не порознь, а сообща. Квалифицированные специалисты рекомендуют начать с того, что организовать собрание всех владельцев квартир, и уже коллективно решать, куда и как написать заявление, чтобы добиться ремонтных работ в МКД.
Оформляем заявление
Начинать борьбу за ремонт подъездов многоквартирных домов следует с изучения законодательной базы и внимательного ознакомления с договором об оказании услуг, подписанным между гражданином и представителем обслуживающей компании. Выяснив, что отремонтировать подъезд должны именно работники УК, следует писать заявление в управляющую компанию. В документе важно четко выразить свое требование, ссылаясь на законодательные нормы. Если дом не обслуживается частной организацией, то обратиться следует в ЖКХ на ремонт и обслуживание здания куда, ежемесячно проводятся отчисления.
Пишется жалоба в произвольной письменной форме. Важно продуманно и обоснованно составлять заявление, избегая ошибок и неточностей. Наличие исправлений может послужить поводом для отказа в приеме заявки и затягивании сроков ответа. Чтобы обойти острые углы законодательства, лучше всего заранее взять образец заявления в ЖЭК на ремонт подъезда, и составить свой экземпляр по аналогии. Требовать от УК или жилищно-эксплуатационной организации проведения текущего ремонта общедомового имущества следует аргументированно. Обязательными реквизитами документа являются:
- наименование организации;
- контактные данные заявителей;
- адрес дома;
- описание обстановки и технического состояния подъезда;
- дата последнего ремонта;
- требования по организации работ;
- дата составления и подпись граждан.
Чтобы бланк заявки рассмотрели в первую очередь, его должно подписать, как можно больше жильцов. Не лишним будет приложить перечень необходимых работ, составленный инициативной группой, и определить сроки исполнения поставленных задач.
Пример заявления можно скачать на нашем сайте. Но нужно быть готовым к тому, что даже при грамотном оформлении бумаг, ЖЭУ или управляющая компания могут отказать в проведении работ. Поводом может стать нехватка ресурсов или наличие долгов по коммунальным платежам от некоторых собственников квартир.
Куда обращаться с жалобой на УК
Если управленцы игнорируют обращения граждан или пытаются уклониться от своих обязательств, нужно действовать более радикально. Существует много инстанций, куда можно пожаловаться на некомпетентную работу УК. Изначально нужно написать претензию в Жилищную инспекцию. Эта служба занимается контролем за работой обслуживающих организаций. Написать заявку сюда можно при личном посещении, еще передать обращение можно заказным письмом или оставить жалобу на официальном сайте ведомства. Реакция от Жилинспекции должна проявиться в течение месяца. Также в эту службу можно писать, даже если дом отремонтированный, но качество проведенных работ не отвечает заданным стандартам и нормативам. Нарушителей привлекут к ответственности.
Еще одной инстанций, куда можно пожаловаться, является Роспотребнадзор. Данная служба защищает права потребителей. Между собственниками квартир и УК заключается договор об оказании услуг, за которые граждане платят из собственных карманов. Это дает право ходатайствовать о нарушении потребительских прав, и ждать служебного расследования.
Если и это не помогло, то остается жалоба в прокуратуру. Обратиться сюда будет актуально, если смета на ремонт подъезда содержит неточности или признаки использования средств не по назначению. По заявлению будет проведена прокурорская проверка. Эта служба не вправе отказать в расследовании обстоятельств правонарушения. Если обстоятельства подтвердятся, прокурор передаст дело в суд. Можно упустить стадию прокуратуры, и самому подготовить судебный иск. Чтобы добиться разбирательства, надо располагать вескими доказательствами и аргументами, свидетельскими показаниями и заключениями экспертов. Идти в суд надо подготовленным, предварительно заручившись помощью опытного юриста. Через суд можно не только добиться проведения работ, но и потребовать денежной компенсации или возмещения морального вреда.
Прошу принять жалобу от дома по адресу 50-летия Победы 17 2 подъезда Московского района. 2 года назад в подъезде раздолбили пол и плитку на устранение подтекания воды и до сип пор ничего не сделано. Собирали письменное заявление от соседей уже 2 раза так и ничего. С коляской выехать и заехать невозможно, уже раздолбала всю коляску. Прошу принять меры, иначе будем обращаться выше.