Большинство граждан РФ, особенно в больших городах, проживает в многоквартирных домах. И если квартира — является частной собственностью, обслуживание которой лежит на владельце, то подъезд, придомовая территория, лифты и т. д. относится к общественным владениям. Содержать общую собственность в чистоте и порядке жильцам довольно сложно, именно поэтому законодательство обязывает лиц выбрать способ управления МКД. Это может быть создание товарищества собственников жилья или наем управляющей компании. Такая организация является поставщиком услуг по обслуживанию и содержанию дома, за что получает от собственников ежемесячную оплату.

Спектр действий УК довольно широк, но не всегда данная структура хорошо выполняет возложенные на нее функции и обязанности. В связи с этим у владельцев квартир возникает логичный вопрос смены одной компании на другую. Процедуру нельзя назвать простой, и самостоятельно разобраться в ее особенностях довольно сложно. Чтобы вникнуть в азы Жилищного и Гражданского кодекса, нужно время, силы и желание. Более удобной альтернативой в данной ситуации станет обращение за юридической поддержкой к опытному правовому эксперту. Специалист знает принципы работы российского законодательства, поэтому легко сможет ответить на вопросы соискателей, и дать эффективные рекомендации.
На нашем официальном ресурсе круглосуточно работают профессионалы в сфере права, которые внимательно и ответственно подходят к решению проблем соискателей. В режиме онлайн эксперты изучат обстоятельства дела граждан, оценят риски и перспективы ситуации, и на основе полученных сведений разработают индивидуальный алгоритм действий, направленный на то, чтобы грамотно избавиться от управляющей компании, оказывающей обслуживание МКД в сфере ЖКХ услуг. Дистанционные консультации помогут понять, как отказаться от управляющей компании, и нужно ли это делать вообще, сэкономив при этом личные ресурсы и время.
Особенности договора
Выбор управляющей компании в сфере ЖКХ услуг является обязанностью жильцов. Если в течение года после вселения они не определятся со способом управления домом, УК назначит городская администрация. Важно понимать, что обслуживание МКД — это огромная ответственность, требующая профессионального и продуманного подхода, именно поэтому в 2019 году все управляющие компании обязаны иметь соответствующую лицензию на предоставление услуг такого типа.
Выбирать управленцев необходимо на общественном собрании жильцов. Важно внимательно подойти к вопросу, изучить все доступные варианты, сравнить их, подобрать оптимальный вариант. Когда выбор сделан, остается подписать договор с УК. Такой документ должен быть составлен между каждым собственником квартир и управляющей компанией. Нередко россияне пренебрегают оформлением договора, что влечет впоследствии ряд отрицательных правовых последствий.
Договор об оказании услуг со стороны управляющей организации для жильцов не имеет конкретной регламентированной формы. Он составляется в письменном виде, ориентируясь на законодательные нормы, стандарты и критерии. Обязательно в тексте следует указать:
- права и обязанности сторон;
- тарифы по оплате услуг и порядок расчета;
- ответственность за невыполнение договорных обязательств;
- условия расторжения договора и т. д.
Также в договоре должен быть прописан перечень услуг, задач и функций, которые будет выполнять УК. В Основные обязанности всегда входит проведение текущего и капитального ремонта, подготовка здания к сезонным изменениям, контроль за чистотой в подъезде и на придомовой территории, исправность лифта и своевременная поставка коммуникаций. В индивидуальных случаях в тексте договора оговариваются отдельные условия и требования к УК. Договор может действовать в течение срока от одного года до пяти лет. Если стороны не выдвигают претензии друг другу и между ними не возникали серьезные споры, документ будет считаться автоматически продленным на аналогичный промежуток времени.
Основания для замены УК
По закону управляющая компания обязана качественно и точно в срок выполнять свою работу, за это жильцы ежемесячно платят УК по установленному в договоре тарифу. Однако, как показывает практика, через время жильцы сходятся во мнении, что недовольны работой управляющей организации в сфере ЖКХ услуг, и решают поменять ее. Для этого людям нужны веские основания и аргументированные причины.
Чаще всего поводом перестать сотрудничать с УК является некачественное выполнение обещанных услуг, постоянные споры и неуклонный рост тарифов обслуживания. Неправомерные действий со стороны управленцев можно пресечь различными способами. Эффективнее всего — написать в управляющую компанию заявление или пожаловаться в вышестоящие компетентные структуры. Жалобы и письменные претензии также станут прекрасным поводом для расторжения договора с УК.
Если на основании обращений граждан к управленцам за год дважды будет применена административная ответственность, жильцы вправе отказаться от услуг УК.
При этом управляющая компания на основании собственной инициативы не может выйти из договорных обязательств, если этого не предусмотрено законом. Сделку можно расторгнуть только по согласию сторон или инициативе собственников квартир.
Если управляющая организация плохо справляется со своими обязанностями, повышает тарифы, не реагирует на жалобы жильцов, необходимо принимать радикальные меры воздействия, а именно писать заявления в:
- городскую жилищную инспекцию;
- Роспотребнадзор;
- профильные структуры, такие как СЭС, Налоговая служба и другие;
- участковому и правоохранительные органы;
- прокуратуру и суд.
Любая из вышеперечисленных инстанций уполномочена провести проверку по факту обращения граждан, и привлечь управленцев к ответственности. Еще одним удобным способом расторгнуть соглашения с УК является истечение срока действия договора. Этот вариант подойдет и в случае, если инициатором выступают собственники квартир, и управляющая компания.
Как разорвать договор
Довольно часто между гражданами возникают споры в отношении того, как отказаться от услуг управляющей компании, если срок окончания договора еще не скоро. Юридическая практика устанавливает, что существует несколько наиболее распространенных и эффективных варианта развития событий. Удобнее всего провести расторжение договора на управление МКД:
- По соглашению сторон. Если жильцы и УК желают мирно разойтись и их не разрывают споры или конфликты, они могут составить специальный договор о расторжении сделки по обслуживанию дома. В тексте документа в обязательном порядке должен быть указан принцип передачи всей технической документации новой управляющей организации.
- На основании условий, предусмотренных в договоре или Гражданском кодексе РФ. Перестать работать с управляющей компанией и аннулировать договор обслуживания можно, если при составлении этого документа были предусмотрены условия расторжения сделки. Также отказаться от услуг УК можно, если существенно изменились условия и обстоятельства жизни граждан. Также удобным решением станет изменение способа управления домом, т. е. замена управляющей компании на ТСЖ.
- Используя судебное постановление. Суд удовлетворит требования о расторжении договора с УК, если управленцы существенно нарушали договорные обязательства. Перебои поставки коммунальных услуг, отсутствие технической поддержки жильцов, систематическое нарушение графика работ по обслуживанию подъезда и придомовой территории. Перед подготовкой иска нужно неоднократно обращаться в компетентные государственные органы и структуры, писать жалобы, составлять акт претензии со стороны соседей. Когда суд убедится, что граждане боролись за свои права, но не смогли добиться справедливости, иск будет удовлетворен.
Составляя исковое заявление, претензию или любую жалобу на управляющую компанию, важно соблюдать установленные законом нормы и требования. Неграмотный документ не примут к рассмотрению, и тем более не удовлетворят. Чтобы избежать отказов и других отрицательных правовых последствий, нужно заранее скачать пример документа в интернете, и подготовить свой вариант по аналогии. Также удобно будет просто попросить помощи и совета у компетентного юриста в режиме онлайн.
Эксперт разъяснит, что идти с жалобами или исковым заявлением в суд самостоятельно будет опрометчивым решением. Чтобы добиться успеха в деле, нужны массовые недовольства и обращения граждан. Коллективные обращения составляются по общим правилам, но рассматриваются государственными структурами в первоочередном порядке.
Получив отчеты о выполненных услугах от УК, написала жалобу в Жилищную инспекцию. Суть моей жалобы: УК в отчетах указывает в основном услуги по обслуживанию инженерных сетей за стеной дома. Я написала жалобу, что УК незаконно расходует наши средства, собранные с собственников на содержание и текущий ремонт дома, на оказание услуг, которые не являются эксплуатационной ответственностью УК. ЖИ ответила: у них нет полномочий проверять законность расходования УК наших средств. Во избежание конфликтных ситуаций со мной, так сказано в письме УК, она взяла и переписала отчеты в 2018г за 2014г и 2015г. Теперь в этих отчетах не указываются услуги по содержанию инженерных сетей за пределами дома. Переписаны услуги, по Пост.Прав.№290. Стоимости каждой услуги не было ни в первом варианте отчета, ни в переписанном. Прошу написать, как мне поступить. Только пожалуйста без описания статей ЖК, ПП.