Когда человек живет в многоквартирном доме, ему нужно быть готовым платить не только за коммунальные услуги, но и за техническое обслуживание общего имущества. Каждый месяц нам приходят платежки с огромными суммами, которые нам нужно отдать из семейного бюджета. Для многих размер отчислений является просто неподъемным, особенно сложно приходится социально незащищенным категориям населения — пенсионерам, инвалидам, ветеранам, многодетным семьям и т. д. Уйти от уплаты на законных основаниях нельзя, поэтому, хотя бы нужно знать, за что мы отдаем большую часть зарплаты, что входит в содержание жилья многоквартирного дома?
Чтобы разобраться в представленных вопросах и научиться отстаивать свои законные права или интересы, нужно тщательно изучить действующие законодательные нормы, положения Жилищного кодекса и правительственные постановления. Именно в ЖК РФ четко регламентируется механизм работы коммунальщиков, порядок тарификации и условия оплаты услуг. Когда в платежке вы видите графу «содержание дома», нужно понимать, что в данное понятие входит обслуживание и ремонт общедомового имущества и коммуникационных систем.

Если в квитанции вдруг появится отдельная графа с требованием по оплате уборки подъезда или за вывоз отходов, нужно понимать, что вас пытаются обмануть. Наказать хитрецов нужно по закону, но чтобы добиться справедливости, следует все тщательно продумать, взвесить и оценить риски, разработать для себя индивидуальный алгоритм действий, который позволит избежать распространенных юридических ошибок. Но прежде чем приступать к активным действиям, надо точно знать минимальный перечень услуг, осуществляющихся за деньги собственников квартир МКД.
Минимальный перечень услуг по содержанию общего имущества МКД
Законодательство обязывает жильцов многоэтажек выбрать способ управления домом, т. е. организацию, которая будет осуществлять техническое обслуживание здания. Это может быть товарищество собственников жилья или профильная управляющая компания. Однако в любом из представленных вариантов решающее право голоса всегда будет у владельцев квартир. Они имеют право организовывать общественные собрания и решать на них насущные вопросы, например, установить список услуг, входящих в пункт платежки «содержание жилья». Данный перечень должен составляться в присутствии представителя УК или коммунальщиков.
Следует отметить, что каждый дом и ситуация носит сугубо индивидуальный характер, а тарифы и стоимость услуг регулируются на региональном уровне с учетом его особенностей. Списки услуг могут варьироваться, но чаще всего, в основной состав работ, которые характеризуются, как обслуживание многоквартирных домов, входят:
- освещение помещений общего пользования;
- контроль за техническим состоянием объекта недвижимости;
- организация уборки подъезда, лестничных площадок и маршей, лифтов и придомового участка;
- поддержание показателей температуры и влажности в подъезде согласно государственным стандартам;
- обеспечение норм санитарной и пожарной безопасности;
- вывоз мусора и бытовых отходов;
- подготовка помещений к сезонным изменениям;
- организация планового текущего ремонта и т. д.
Стоит отметить, что капитальный ремонт в данный перечень работ не входит. В платежке по квартплате он всегда стоит отдельным пунктом. Связано это с тем, что отчисления на капремонт носят накопительный характер.
В каждом регионе действуют свои программы капитального ремонта МКД, рассчитанные на 20-30 лет. Открывается специальный счет, где аккумулируются средства жильцов, которые когда-то будут использованы для капитальных ремонтно-отделочных работ в многоквартирном доме.
Расходы на содержание и ремонт многоквартирного дома
Все расходы по обслуживанию многоквартирного дома лежат на собственниках жилья. Нередко данное положение ставилось под сомнение, но закон оправдывает подобное требование, т. к. предупреждение износа, содержание и ремонт МКД полностью находятся в интересах жильцов. Для граждан и управленцев одной из самых больших проблем являются собственники нежилых помещений. Они считают, что не обязаны платить за техническое обслуживание общедомового имущества. Но так ли на самом деле?
Закон устанавливает, что данные категории лиц не могут быть освобождены от уплат на содержание дома. Они владеют недвижимостью в МКД, путь не жилой а коммерческой, соответственно, на их долю выпадает соразмерная часть общего имущества, за которым надо следить и ухаживать. Так как организацию этих работ берет на себя управляющая компания, то необходимо вовремя и в полном объеме оплачивать эти услуги, что, к сожалению, далеко не всегда исправно выполняется.
Управленцы на законных основаниях могут начать настоящую войну с лицами, которые намеренно уклоняются от исполнения материальных обязательств. Неуплата по коммунальным платежкам собственникам жилых или нежилых помещений грозит начислением пеней и штрафов. В конечном итоге представитель управляющей компании может обратиться в суд с целью принудительного взыскания задолженностей. Кроме этого, с должника удержат судебные издержки, поэтому лучше не доводить дело до судебных инстанций.
Вместо того чтобы не платить по счетам, лучше выяснить, что входит в обслуживание МКД, и сопоставить установленные нормативы и выполняемый перечень работ. Если эти два списка не совпадают, жаловаться могут уже не управленцы, а жильцы дома. Существует много способов привлечь нерадивых работников коммунальной сферы к ответственности, какой вариант выбрать конкретно в вашем случае, зависит исключительно от вас.
Куда жаловаться на некачественное техническое обслуживание со стороны УК
Ели управляющая компания ежемесячно вписывает в платежки стоимость услуг за обслуживание, но на практике в подъездах темно, грязно, крыша течет, мусор не вывозится месяцами, необходимо защищать свои интересы и личные ресурсы. Изначально следует подготовить претензию непосредственно руководителю управляющей организации. Документ составляется в двух экземплярах в произвольной форме с описанием проблемы и требованиями дать объяснение или исправить ситуацию. Если в течение 14-30 дней вам не ответят, надо принимать более серьезные меры.
Закон предусматривает возможность подачи жалобы в Жилищную инспекцию. Эта государственная структура занимается контролем за эффективностью работ управляющих компаний. Если УК халатно выполняются свои услуги, их накажут. По заявлению граждан будет организована служебная проверка, и нарушителей порядка привлекут к ответственности. Если и этой меры недостаточно, можно попытаться обратиться в Роспортебнадзор. Эта инстанция защищает права потребителей, а т. к. с УК у жильцов заключен договор об оказании услуг, за неисполнение обязанностей управленцев ждет ответственность.
Если в представленных организациях справедливости добиться не удалось, а из граждан продолжают выманивать деньги на обслуживание дома, надо жаловаться в прокуратуру и суд. в прокуратуре вам не могут отказать в приеме заявления. По факту обращения проведет расследование, и если ваши слова подтвердятся, делу дадут ход. Чтобы жаловаться в суд или прокурору, надо иметь веские основания и доказательства своей правоты. Лучше всего обращаться коллективным письмом, такие документы привлекают больше внимания и рассматриваются в первоочередном порядке.