Куда и как жаловаться на управляющую компанию

Рейтинг автора
4.8
Автор статьи
Юрист: Юлия Волкова
Главный редактор проекта
Написано статей
740

Большинство многоквартирных домов в крупных городах обслуживается управляющей компанией (УК), с которой жильцы дома и собственники квартир заключают договор. Когда разрабатывалась эта идея, подразумевалось, что УК будет грамотно выполнять управленческие функции в отношении организаций, которые включены в комплекс ЖКХ. Но на деле все не так гладко, эффективность руководства таких организаций в большинстве своем очень низкая. Многие недовольны работой и невыполнением прямых обязательств подрядчиками. Соответственно, вопрос о том, куда жаловаться на управляющую компанию актуален как никогда.


Куда жаловаться на управляющую компанию

Чтобы добиться справедливости, расторгнуть договор с УК или заставить организацию качественно подходить к исполнению своих обязательств, необходимо владеть информацией. Важно не только знать, куда обращаться с жалобой, но и какие причины являются вескими для обращения за помощью в вышестоящие надзорные и регулирующие органы, как правильно написать жалобу, а также учитывать другие детали.

Конечно, бывает, что жильцы дома, принимая во внимание всю негативную информацию, сами становятся излишне придирчивы и на пустом месте высказывают недовольство. Но все же в большинстве случаев жалобы являются обоснованными и требуют внимания.

На что можно пожаловаться


В договоре, который заключается между управляющей компанией и жильцами дома, в обязательном порядке прописываются обязательства обеих сторон. Поэтому перед тем, как на домовом совете решили написать жалобу, необходимо еще раз внимательно прочесть документ. Но, как правило, претензии поступают на:

  • отсутствие отчета о расходах и выполненных работах или его ненадлежащий вид;
  • несоблюдение периодичности оказания жилищных услуг;
  • неготовность жилого объекта к подаче жилищно-коммунальных услуг (в основном, проблемы возникают с началом отопительного сезона);
  • предоставленные услуги ЖКХ не соответствуют требуемому качеству;
  • неправомерное распределение долгов соседей по неуплате за ЖКХ между всеми жильцами дома;
  • нарушения процессуального характера при проведении собрания собственников либо полное отсутствие таких сборов;
  • завышение тарифов;
  • нарушение других пунктов, прописанных в соглашении.

Причин для жалоб в сфере ЖКХ у жильцов дома может быть достаточно. При заключении договора с управляющей компанией нужно быть предельно внимательными. В таких организациях трудятся сильнейшие юристы, задача которых – обезопасить предприятие при возникновении спорных моментов. Поэтому договор составляется таким образом, чтобы в действии или бездействии УК было сложно найти неправомерность.

Но опускать руки при явных недочетах в действиях подрядчика, особенно в сфере ЖКХ, не стоит. При невозможности достижения согласия путем переговоров стоит отправиться в надзорные органы для восстановления законности.

Куда можно пожаловаться


Перед тем как писать жалобу, привлекая для этого всех соседей, в вышестоящие органы с просьбой урегулировать ту или иную проблему, необходимо разобраться в информации и действовать, исходя из общепринятой и установленной практики. За поиском справедливости для начала стоит обращаться в управляющую компанию.

При возникновении проблем и общих недовольств, в том числе в связи с повышением цен на ЖКХ, в первую очередь стоит обратиться непосредственно в организацию, под чьим управлением находится дом и придомовая территория. Для этого необходимо составить заявление (желательно привлечь к написанию и соседей), образец которого можно посмотреть онлайн. В документе следует указать суть претензии.

Нередко на этом проблемы заканчиваются, так как их удается решить миром, и обращение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав (Роспотребнадзор), подача иска в суд – не потребуются. Жалобу можно принести непосредственно в офис предприятия (лучше, если это сделает старший по дому), но если таковой возможности нет, то документ можно направить по почте. Сделать это необходимо заказным письмом с уведомлением о доставке. Так вы будете уверены, что письмо не потерялось и дошло до адресата в определенные сроки.
Отправляем письмо в службу

Писать само заявление допустимо свободной форме. Необходимо, конечно, соблюдать основные правила, используемые при составлении любых документов. Важно правильно заполнить шапку, указав полное название УК, а также ниже указать всех заявителей. Поименный список составляется отдельным приложением к жалобе и должен включать в себя ФИО, адрес, паспортные данные, контактные телефоны, личные подписи всех соседей по дому, подписавших обращение.

Важно составлять жалобу в двух экземплярах, один из которых направляется в управляющую компанию, другой остается у домсовета или старшего по дому. В отличие от возможностей, которые предлагает Роспотребнадзор, заявление нужно будет отправлять по почте или доставлять лично. Если в УК заявление приняли холодно и никак не отреагировали на жалобу, то придется обратиться в вышестоящие инстанции, например в жилищную инспекцию или Роспотребнадзор.

Жалоба в региональную жилищную инспекцию

Следующая организация, в которую можно пожаловаться – жилищная инспекция. Этот орган надзора осуществляет контроль над тем, как управляющие компании выполняют возложенные на них функции. Поэтому многие спорные вопросы, а также жалобы рассматриваются и решаются здесь. Основные проблемные вопросы, которые следует адресовать в инспекцию:

  • ненадлежащая подготовка дома к отопительному сезону;
  • предоставленные коммунальные услуги не соответствуют нормативным актам ЖКХ;
  • нарушены обязательства по выполнению норм, которые установлены законодательством;
  • не соблюдаются стандарты и нормы по использованию жилищного и придомового пространств;
  • правомерность во время проведения домовых собраний отлична от процессуальной нормы.

Писать заявление необходимо, придерживаясь общепринятого стандарта. Образец жалобы можно скачать или посмотреть в оналйн-режиме. Суть жалобы излагается в свободной форме, но сухим, официальным языком. В заявлении стоит привести доводы, подкрепленные соответствующими законами, в связи с которыми действие или бездействия УК считаются неправомерными.

Написание жалобы
Следует также указать, какие меры, по мнению соседей, должны быть применены к управляющей организации. Однако жилищная инспекция может помочь далеко не во всех случаях, или при рассмотрении дела посчитать жалобу безосновательной. Если же жильцы уверены в своей правоте, стоит попытаться обратиться с жалобой дальше.

Подача обращения в Роспотребнадзор

Если была попытка обращаться в жилинспекцию, а жалоба не была удовлетворена, то стоит подать претензию на работу УК в Роспотребнадзор. Здесь жалоба будет рассмотрена в том случае, если она попадает под сферу действия закона «О защите прав потребителя». Но, как правило, согласно договору, заключенному управляющей компанией с одной стороны и жильцами дома с другой, последние получают услуги от первой в виде содержания дома и квартир.

Поэтому особых проблем с рассмотрением претензии, особенно относительно услуг ЖКХ, не будет, так как здесь речь пойдет о том, что права потребителя (жильца) ущемлены и не выполняются в должной мере. Роспотребнадзор займется урегулированием дела. Жалобу в этом случае можно написать и отправить почтой или отнести лично. Также можно писать в интернете онлайн заявку, которую Роспотребнадзор разместил на своем официальном сайте.

Такая практика стала очень популярна в Москве, так как позволяет сэкономить массу времени и избежать множества проблем. В том и другом случае жалоба в Роспотребнадзор будет рассмотрена, и в течение отведенного срока заявителю будет дан ответ в письменном виде. Если заявление, направленное в Роспотребнадзор, не помогло, или жалоба не попадает под действие соответствующего закона, то можно написать просьбу о рассмотрении проблемы прокурору.

Подача жалобы прокурору

Чтобы пожаловаться на действия или бездействия УК прокурору и таким образом инициировать проверку, необходимо написать заявление, придерживаясь принятого образца. Писать обращение можно как от одного владельца квартиры, так и от всех жильцов или только части соседей. В основном обращаться в органы прокуратуры стоит:

  • имеют место неправомерные действия или бездействие со стороны надзорных контролирующих органов. Так, например, прокуратура проведет соответствующую проверку жилищной инспекции и проверит Роспотребнадзор, если обращение в эти органы не дало никаких результатов;
  • если речь идет о преступлении в экономической сфере, проявляющемся в нецелевой растрате денежных средств;
  • для решения ряда других вопросов, связанных с некомпетентной работой представителей управляющей компании и услуг ЖКХ.


Однако стоит знать, что при поступлении жалобы в прокуратуру, она будет проверена на объективность. Нередко жильцы требуют от УК действий, которые не входят в ее полномочия и в сферу деятельности. Этот пункт важно знать, потому что управляющая компания может пойти на принцип и обращаться с обратным иском на всех, кто подавал жалобу, чьи подписи фигурируют в деле. В этом случае она имеет все возможности выиграть дело.

Но в то же время возможностей и полномочий специалистов, работающих по прокурорской проверке, достаточно для того, чтобы поднять всю документацию, относящуюся к делу. Это платежные квитанции, выписки по счетам, чеки и т.д. И если, например, будет выявлено, что УК неправомерно повышала тарифы за услуги ЖКХ, то она будет призвана к ответу.

Иск в суд

В основном в суд обращаются по групповым жалобам с привлечением соседей, когда речь заходит о спорах материального характера. В подобном случае при составлении жалобы лучше прибегнуть к услугам специалистов, которые помогут составить грамотное с юридической точки зрения заявление. Такой подход обеспечит максимальную защиту интересов заявителя.

В жалобе необходимо будет уточнить размер денежной компенсации, которую должна выплатить УК жильцам, пострадавшим в результате бездействия компании. Ярким примером может служить случай, когда обледенелые дорожки возле дома не были своевременно посыпаны песком, в результате чего жильцы, поскользнувшись, получили травмы.

Иск принимается к рассмотрению в течение пяти дней с момента его подачи. В это же время заявление могут вернуть заявителю обратно, с просьбой исправить неточности и ошибки. Исполнение решения, озвученного судом при рассмотрении жалобы, осуществляется УК в добровольном порядке. В противном случае к процессу привлекаются судебные приставы.


Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7 (499) 322-26-53

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (17 оценок, в среднем: 4,80 из 5)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: